АМЕРИКАНСКИЙ ПОП-АРТ

американский поп арт_том вессельман_смешанная техника

Поп-арт - это сокращение от английского словосочетания «popular art» в переводе обозначающее «популярное, общедоступное искусство». К тому же термин подкрепляется звуком "pop", означающим в английском отрывистый хлопок, удар. То есть, определение «pop-art» дополнительно воспринимается как искусство, производящее шокирующий эффект.

фотпортрет Энди УорхолаНе смотря на то, что этот стиль зародился в Лондоне, в итоге поп-арт оказался одним из символов Америки. В общепринятом понимании, так же как Элвис Пресли считается королем рок-н-ролла,  культовой персоной в истории движения поп-арта признан американский авангардист Энди Уорхол (1928-1987).

Именно он в начале семидесятых превратил банку томатного супа «Кэмпбелл» в арт-объект, выставив в художественной галерее десятки однотипных картин с ее изображением,  тем самым сравнив продажу произведений искусства с продажей продуктов.

банки томатного супа Кемпбелл_Энди Уорхол

Этот метод «поточного искусства»  Уорхол опробовал несколькими годами раньше, когда нанимал мальчишек, чтобы те раскрашивали его иллюстрации к сумасбродным рецептам его же пародийной поваренной книги под названием «Wild Raspberries» (Дикая малина).

И все-таки международную известность американскому поп-арту принесли такие художники как Роберт Раушенберг (1925-2008), Рой Лихтенштейн(1923-1997) и Джаспер Джонс (1930). Это их идеи оказали непосредственное влияние на творчество Уорхола. Это Джонс был первооткрывателем идеи «тиража предметов», которую Уорхол позже довел до крайности, наталкивающей то ли на мысль о бесконечных рядах продуктов на полке супермаркета, то ли на движение кинокадров. Но даже удваивая образы, Джаспер Джонс совмещал в работах эмоциональность с концептуальными идеями поп-арта. К примеру, его пивные банки «Ballantine Ale» (1960), исполненные в бронзе и установленные на мраморное основание, до сих пор выглядят ироничным монументом самого массового американского товара.

пивные банки «Ballantine Ale» (1960)

Занятной деталью является и то, что знаменитое произведение было создано им в ответ на едкое замечание противника поп-арта,  одного из лидеров абстрактного экспрессионизма  Виллема де Кунинга, о способности галериста Лео Кастелли купить что угодно, даже пивные банки, если их обзовут искусством.

Естественно, еда и все, что с ней связано, попадала в область самого массового потребления. Особенно товары, которые реклама сделала культовыми. Продуктовая сеть с золотыми арками на фасаде не могла не стать целью поп-арт художников. Сегодняшний классик поп-арта Клаас Ольденбург еще на выставке 1962-го года представил зрителям образ популярного американского продукта Макдоналдса,  оформленного в виде композиции  «Гигантский гамбургер».

giant-hamburger-1962  Гигантский гамбургер (1962)_автор Клаас Ольденбург

Гипертрофированные размеры придавали его образу своеобразный символизм и пародийное величие. В дополнение, материалом для работы была парусина, наполненная пенным составом.

Товарный фетишизм и идеология равных возможностей в США приводили к массовому поклонению брендам некоторых продуктов. Газировку "Кока-кола» реклама превратила в тотем демократии, якобы потому что «ее могут пить и президент в Белом доме, и бомж на улице". Но если роман английского писателя-фантаста Герберта Уэллса, издевательски названный «Тоно-Бэнге», представлял собой сатиру на агрессивную рекламу и распространение «Кока-Колы»,  то Мел Рамос, один из основателей поп-арта, заработал славу на полу-рекламных постерах в виде пикантных картин с изображением обнаженных девушек, рекламирующих этот и  другие продуктовые бренды 50-х.

Mel-Ramos-Lola_Cola-1972  арт работа мела рамоса_пауза которая освежает_The_Pause_that_Refreshes

Поп-арт научился перемещать предметы в искусство. Но это были уже предметы не опоэтизированные художественным видением, а предметы нарочито бытовые, связанные с современной индустриальной культурой.

«…на мой взгляд, картина больше похожа на реальный мир, когда она сделана из объектов этого мира"
-утверждал один из основателей современного поп-арта Роберт Раушенберг.

Используя технику «ready-made», унаследованную от  теоретика искусства XX века Марселя Дюшана, и применяя приемы коллажа, поп-арт художники вводили в картину цитаты быта - элементы «массовой культуры», тем самым соединяя  живопись с реальностью.

В 60-х в этом жанре начал работать и американский художник Том Вессельман, который в начале своей карьеры промышлял иллюстрациями и карикатурами. В арт-работах он сочетал плоскостное изображение с реальными атрибутами домашнего быта.

кухня тома вессельмана в стиле ассамбляжВеликая американская обнаженная №27_автор Том Вессельман

В интерьере нарисованной им кухни, совсем как волшебная дверца в каморке Карло, теряется из виду инсталлированная дверца от настоящего холодильника. Зато десерты и коктейли на картине ««Великолепная американская обнаженная» поставлены художником во главу композиции как выдающийся артефакт потребительского рая. Если Вессельман монтировал «сладости жизни», используя технику коллажа, то красочное изображение ярких тортов и пирожных, конфет и десертов признано фирменным стилем картин художника Уэйна Тибо. 

 Торты_ cakes(1963)

   бостонские пирожные_(1962)_ уэйн тибо

Для тех, кому картины Тибо кажутся черезчур "детскими",  сообщим, что на аукционе Sotheby’s его  картины продавались за несколько миллионов  долларов.

Не менее высокую цену готовы заплатить коллекционеры поп-арта и за кусок вишневого пирога, который "испек"  в печке собственного "производства" один из старейшин поп-артовского движения  Рой Лихтенштейн.

Кухонная плита(1961)_Рой Лихтенштейн  Кусок вишневого пирога_Рой Лихтенштейн

Как бы не относились критики или зрители к поп-арту, но он стал одним из господствующих направлений современного модернистского искусства. Идеалистические обвинения в лженоваторстве и упадочничестве, предъявляемые поп-арту некоторыми искусствоведами, не повлияло на его развитие. Правда, если натурализм поп-арта начала ХХ века проявлялся в стремлении воспроизвести, «отзеркалить» реальную жизнь, то пройдя путь «от изображения к реальности», современный модернизм  приобретает все более рациональные, потребительские формы от боди-арта до рекламных распродаж. Сфера действия «товарной эстетики» все больше смещается в сферу реализации товара и сферу развлечений. Недаром Рэй Крок, человек, который придумал McDonald’s в том виде, в котором он существует сейчас, любил повторять, что он работает не в пищепроме, а в шоу-бизнесе.

При таком взаимопроникновении, творчество многих ярких представителей поп-арта было и будет связано с продуктовой темой. Именно их деятельность мы постараемся более подробно отразить в отдельных статьях.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *