Фаст-фуд древнеримского периода

фаст-фуд древнеримского периода-топ

Извержение Везувия, случившееся в 79 году нашей эры, уничтожило город Помпеи и более двух тысяч его жителей. После катастрофы, он и все близлежащие поселения, были погребены под многотонным слоем вулканического мусора и пепла. Более 250 лет археологи ведут здесь раскопки и до сих пор находят уникальные артефакты. В прошлом году ученые обнаружили древнюю закусочную, представляющую собой прообраз современного фаст-фуда.

Подобные забегаловки в Древнем Риме именовались «термополиями». Только в Помпеях их найдено 89. Такая популярность обусловлена тем, что представители низких сословий не имели в домах кухонь и были вынуждены питаться в уличных заведениях «быстрого питания». (Термополии на тысячи лет опередили технологию приготовления и продажи готовой еды, которую использовали братья Макдоналд). Помещение, которое обнаружили на участке «Реджио-V» стала особо ценной для исследователей. (Вся зона помпейских раскопок еще в XIX веке разделена археологами на районы, обозначенные римскими цифрами).

интерьер древнеримских термополий

Хорошо сохранившееся устройство термополии, интерьерные тематические фрески, а также уцелевшие кухонные атрибуты, проливают свет на малоизвестную, повседневную жизнь низших классов римского общества, на их быт и гастрономические привычки. Абсолютное большинство древних литературных источников представляет только жизнь римской знати. Показательным примером чрезмерной роскоши и гурманства является описание «Пира Трималхиона», благодаря чему имя главного героя стало таким же нарицательным, как имя римского полководца Лукулла, чей гедонизм породил крылатое выражение «лукуллов пир».

иллюстрации к описанию Пира Трималхиона (Сатирикон)

Фрески, как графическое меню древнеримского фаст-фуда

В термополии, обнаруженной на нетронутой до сих пор северо-восточной части Помпеи, хорошо сохранился очаг для приготовления пищи, уцелела бронзовая посуда и керамические амфоры для хранения вина и пищи (в оригинале именуемых «долиями»), а также большой каменный прилавок-стойка, с круглыми отверстиями для установки амфор с готовой едой. (Снизу их подогревали большие котлы с горячей водой).

Фасадная часть прилавка была расписана фресками с изображением домашней птицы, морепродуктов и трав. Схожие фрески-натюрморты были обнаружены в роскошном Доме Веттиев, но там роспись по штукатурке служила украшением столовой, а фрески на стойке термополии выполняли роль наглядного «графического меню» для зачастую безграмотных посетителей уличной забегаловки. (Иногда, на фресках рисовали цифры, обозначавшие цены на готовые блюда и напитки, которые там продавались).

Внутренний интерьер термополии в Помпеях

Разновидности древнеримского фаст-фуда

Атмосфера уличных таверн для плебеев была «специфической». В небольшом помещении стоял тяжелый запах пота толпящихся у прилавка рабочих, который смешивался с ароматом копченостей и колбас, висящих на крюках, а также с духом пряного теплого вина, которое подавалось здесь же. Жару поддавал чадящий очаг. У Цицерона можно встретить записи о том, что горожане в соседних домах жаловались на жуткую вонь и шум, разносившиеся по округе.

Сидеть в термополиях было не принято — посетители ели стоя. Хотя имелась пара лавок для тех, кто не торопился или переборщил с вином. Фирменным напитком была т.н. «калида» — вино со специями, разбавленное горячей водой. (Для простых римлян это подобие глинтвейна было как горячительным напитком, так и единственным средством не дающим подхватить дизентерию).

Забегаловки, где алкоголь был неотъемлемой частью, в Древнем Риме называли «popina». Они напоминали бары, но с закуской в виде горячей еды. В попинах собирался всевозможный сброд. Рабы, вольноотпущенные, а тайком и некоторые «приличные» горожане, приходили сюда не только для того, чтобы напиться после рабочего дня, но и подцепить проститутку. (Подраться самому или сделать ставку на уже дерущихся было другой разновидностью «спустить пар»).

Еще одной формой древнеримского общепита были «каупоны» — таверны, где кроме еды и выпивки можно было найти ночлег. Понятное дело, что каупоны мало отличались от тех же попин — те же драки, пьянство и проституция. Не редко сексуальные услуги оказывали «официантки» забегаловок. Это недвусмысленно давали понять изображения на фресках трактиров, бань и публичных домов Помпеи. Их стены были расписаны фресками эротического характера.

эротические фрески найденные в Помпеях

Изменение морали привело к тому, что подобные фрески сотни лет считали порнографическими. Не спасало даже то, что участниками откровенных сексуальных сцен зачастую были мифические божества, вроде Вакха, Фавна, Сатира. В 1819 году неаполитанский король Франческо Первый издал указ, который дозволял доступ к фрескам «непристойного характера» лицам исключительно «зрелого возраста и безупречной репутации». Некоторые из ограничений просуществовали до 60-х годов прошлого столетия.

Но секс был не тем пороком, которого опасалась римская знать. Таверны-забегаловки были сущими рассадниками бунтарских настроений. Подогретый вином плебс пересказывал друг другу новости и крамольные анекдоты, обсуждал политику, и зачастую планы мятежей. Чуть ли не каждое восстание начиналось именно здесь. Неудивительно, что даже римские императоры уделяли внимание «плебейским заведениям питания«. Тиберий, например, запрещал продавать в них хлеб, при Нероне и Веспасиане была запрещена вареная пища: можно было продавать только овощи, бобы и зелень. Так правители пытались сделать злачные заведения убыточным и лишить бунтовщиков их главной политической трибуны. Но уничтожить уличную еду не удалось никому. Императоры и драконовские эдикты умирали, а народная любовь к термополиям только крепла.

Меню помпейской термопролии

древние фрески-дизайн интерьера античной таверны

Антрополог Валерия Аморетти рассказала, что в некоторых из керамических амфор, которые были обнаружены при раскопках, нашли кости домашних животных, птиц, рыбы и раковины улиток. Что свидетельствует о разнообразии продуктов животного происхождения, используемых для приготовления блюд. По этим остаткам ученые воссоздали некоторые блюда бедняков и среднего класса. Их меню напоминало общепит советской столовой. На «первое» подавали горячие супы, о которых уничижительно отзывался автор «Пира мудрецов», древнегреческий писатель Афиней. На «второе» предлагалось тушеное мясо домашних животных, а в качестве гарнира шла каша. (Не случайно комедиограф Плавт называл римлян «кашеедами»).
В чуть более пристойных заведениях к блюдам добавляли рыбный соус — гарум, и орехи. Там можно было купить аналог современных энергетических батончиков Твикс и Сникерс— запеченный сыр, залитый медом с орехами.

Согласно сохранившимся кулинарным записям, в некоторых помпейских точках быстрого питания даже пробовали делать аналоги современных бургеров и сэндвичей. «Древнеримские бургеры» представляли собой обжаренный кусок мяса, который поливали соусом и клали между двумя лепешками. «Сэндвичи» получались, когда на свежий хлеб намазывали «моретум» — аналог итал. pesto, который получали методом перетирания брынзы, чеснока и зелени с небольшим количеством оливкового масла и уксуса. Правда, в древности эти продукты фаст-фуда не прижились  — хозяева забегаловок посчитали что слишком много возни — и не стали «метать бисер» перед плебеями.

кадр из комедийного сериала Плебеи-2013

Всем, кого интересует эта историческая тема, поданная в комедийном жанре, советуем посмотреть комедийный сериал-ситком «Вверх Помпеи!» (Up Pompeii!). Хотя его транслирвал канал ВВС в 70-х годах, но хороший юмор, как известно не стареет. Особенно британский. Если все же хотите посвежее сроком, но на туже тему, тогда ситком «Плебеи» (2013). Действие сериала происходит ровно за 27 лет до Рождества Христова, и его героями являются два римских плебея — Маркус (Том Розенталь) и Стилакс (Джоэл Фрай) и ленивый раб Грумио (Райан Сэмпсон). Все трое живут вместе в бедном районе, пытаясь улучшить свой социальный статус и борясь с повседневными трудностями. (Рецепт его успеха в классическом стиле Монти Пайтона — немного фарса, немного черной комедии, и достаточное количество британского абсурда).

Читателям, в свою очередь, порекомендуем бестселлер «Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы» (2016), написанный в жанре нон-фикшн знаменитым итальянским палеонтологом Альберто Анджело.  С ним вы сможете провести целый день в Риме 115 года нашей эры: пройтись по улицам и заглянуть в Колизей, посетить судебное слушание и роскошные термы, отведать изысканных блюд и даже поучаствовать в любовных похождениях древних римлян.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =

25552961
Вверх