СКУЛЬПТУРЫ ИЗ МАСЛА: ТРАДИЦИИ АМЕРИКИ

butter-prince-of-wales

Эпизодические упоминания о скульптурах из масла можно встретить в описаниях банкетов еще в эпоху Возрождения: масляными фигурками животных и богов украшались придворные праздничные застолья. В древних тибетских храмах из масла изготавливали барельефы с образами Будды (см. статью «Скульптуры из масла: традиции Тибета»). Основой появления этого вида скульптуры в США, в отличие от иррациональной восточной религии, послужил рыночный прагматизм: заинтересованные в рекламе своей продукции, ассоциации молочных промышленников и фермеров поощряли и спонсировали данное направление.

Caroline_S._Brooks__1893Нетрадиционный для США вид скульптур — из сливочного масла — дебютировал в XIX веке. Первооткрывателем этой «субкультуры» в Америке стала обычная фермерша из Арканзаса, по имени Кэролайн Хоук Брукс (1840 – 1913). Впрочем, как говорится, это было ей на роду написано: ее отец был изобретателем и конструктором паровозов и пожарных машин.
В 1876 году, на сельскохозяйственной выставке посвященной столетию США, Брукс представила свою работу – барельеф «Мечтающая Иоланта». Это был бюст литературной героини с томным взглядом и пышными кудрями, искусно вылепленный из чистого сливочного масла. Необычная скульптура имела огромный успех у публики.

В отличие от всех последующих ваятелей из масла, работавших на заказ и получавших оплату из бюджета штата, Кэролайн Х. Брукс создавала свою изящную работу под впечатлением стихотворной датской драмы о слепой девушке. Dreaming_Iolanthe_1876

Не случайно зрители схоже описывали свои ощущения: «мягкое свечение масла и ангельская кротость лика Иоланты» ассоциировалась у них с религиозной иконописью.

Очевидно, это был первый и последний случай бескорыстного искусства в области масляной скульптуры США.

В дальнейшем, экспозиции скульптур из масла стали одной из самых любимых американских традиций, ежегодно собирающих в дни проведениях государственных ярмарок  десятки тысяч поклонников. За редкими исключениями, эти скульптуры представляли собой тематические сюжеты фермерской жизни. Особое внимание уделялось скульптурам племенных коров, которые со временем стали символом молочной индустрии США.

butter-sculptures-11

Годом рождения этого «коровьего бренда» можно считать 1900 год, когда американский скульптор норвежского происхождения  Джон Карл Дэниелс (1875 — 1918), прежде работавший с камнем и бронзой, впервые изготовил из сливочного масла рекламный заказ для сельскохозяйственной ярмарки штата Миннесота: скульптуру коровы в натуральную величину. Впоследствии, присутствие этого символа молочной промышленности стало обязательной частью экспозиции на подобных мероприятиях. В народе за скульптурой прочно закрепилось любовное прозвище — «Buttermoo» (что-то вроде  — «масляной бурёнки»).

»Создание скульптуры — это уже традиция и людям она нравится. Им нравится тайна:  какой будет скульптура в этом году? Именно поэтому мы не раскрываем секретов наперед»
- поясняют организаторы

Illinois_ButterSculpture                                   butter-sculptures-12 

cow-butter-sculpture-NY

масляные скульптуры_2009

Искусство скульптуры из масла в США уже отпраздновало свой вековой юбилей. До него немного не дожила Норма Лаион (Norma Lyon) из штата Айова. За 46 лет своего «масляного» творчества она заслужила от почитателей таланта прозвище — «леди Масляная Корова» (Вutter-Сow lady): ее скульптуры коров были просто совершенны в отображении деталей. Для работы она специально изучала анатомию животных в университете штата. И хотя карьеру скульптора Норма начала в роли подмастерья, в 30-летнем возрасте — она добилась успеха. Ни девять детей с двумя десятками внуков, ни фермерство не помешали целеустремленной американке. Ее работы выставлялись в 13 штатах и Канаде.

норма лайон

Она была неистощима на озорные творческие выдумки: например, к столетнему юбилею мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» изготовила его модель в натуральную величину, а к другому празднику — огромный кусок швейцарского сыра с дырками и четырнадцатью мышатами в нем…

тайная вечеря_норма лайон_1999Это она, в компанию к ярмарочной масляной корове, стала добавлять скульптуры Гарри Поттера, Супермена, Джона Уэйна, и даже изготовила из сливочного масла грандиозную диораму под названием «Тайная вечеря».

Популярность Нормы Лайон была столь высока, что даже Барак Обама во время избирательной кампании демократов, проводившейся в Айове, попросил ее поддержки. Лайон согласилась и выступила по радио с обращением.

Со временем многие скульпторы стали расширять фермерскую тематику, дополняя ее изображениями известных личностей и символов Америки.

butter-sculptures-01 масляные скульптуры_blues

Популярны были комичные изображения и сюжеты.

масляные скульптуры3

 масляные скульптуры2

 

Изобретательным в этом жанре оказался и американский скульптор Джим Виктор из Пенсильвании. Перепробовав много материалов для своих скульптур, среди которых были бронза, дерево, и даже шоколад, сыр и овощи – он остановился на сливочном масле. Работы из него стали приносить Джиму приличные доходы. Фотографии работ часто появлялись в популярных журналах, а оригиналы находятся в частных галереях.

 

Ниже приведены некоторые работы Джима Виктора и его супруги Мари Пелтон, которая является его коллегой по цеху, помощником в работе и верным единомышленником в выборе материала.

Butter-Sculptures-by-Jim-Victor5  джим виктор_walton

 

viktor_jim4

 

viktor_jim12

 

джим виктор_bige

 

jim viktor_york1 york2

По правилам, скульптуры должны быть в натуральную величину. На скульптуру коровы уходит 300-400 кг масла. (Зрители конечно не знают, что масло наносится на заранее изготовленный каркас, иначе расход масла был бы куда большим).

Впрочем, американцы как раз любят все большое, — от небоскребов до автомобилей. Даже Нью-Йорк они называют «Большое яблоко». Наверно поэтому, именно для нью-йоркской выставки, спустя год после «изобретения» «Buttermoo», Д.К. Дэниелс создал из сливочного масла грандиозную, — пяти с половиной футов в высоту и 12-ти в ширину! — модель Капитолия штата Миннесота.

гигантский масляный Иисус, Огайо_2006Не менее поразительный памятник находился в штате Огайо. Официальное его название «King of Kings» («Царь царей»), но чаще его называли «Big Butter Jesus» («Большой масляный Иисус»). Огромная, 19-метровая статуя была создана скульптором Джеймсом Линчем и установлена в сентябре 2004. Статуя весила около 7 тонн. Несомненно, это был самый большой Христос в мире, эдакий Супер Иисус…

Далекие аллюзии с легендарной вавилонской башней вызывает тот факт, что гигантский рукотворный памятник сгорел от попадания  в него небесной молнии.

(Следует уточнить, что «Big Butter Jesus» — был представителем «псевдомасляных» скульптур: по виду их практически не отличить от скульптур из настоящего масла, но изготовлены они с помощью слоистой полиэфирной смолы).

Искусство скульптуры из масла настолько прочно укоренилось в традициях Америки, что о нем уже написаны диссертации и даже снимается кино.

Фильм «Масло» Butter»), в российском прокате шедший под названием «Как по маслу», — очевидно был попыткой поговорить о традициях, взглядах и способах решения проблем в небольших городах.

Cinema_Butter
Премьера фильма «Масло»(2011). На фотографии: актрисы Яра Шахиди, Эшли Грин, сценарист Джейсон Микаллеф, режиссер Джим Филд Смит

 О чем собственно фильм? Он, судя по всему, высмеивает американское общество, падкое на власть, погрязшее в пучине секса и разврата, а также устраивающее каждый год всевозможные конкурсы, которые захватывают умы американской публики. И многие так увлекаются борьбой, что победа равняется их благополучию и дальнейшему карьерному росту, а проигрыш — забвению. Не случайно один из персонажей фильма заявляет: «Знаете что, люди, вы просто смешны! Это ведь масло! Его намазывают на хлеб!»

Режиссер фильма пытается рассказать сразу несколько историй с большим количеством персонажей. Из-за этого картина кажется недоработанной и слишком поверхностной. В финале поучительной комедии конечно и безусловно победу одерживает добро и справедливость.

Характерно, что картина «Как по маслу» возглавляет список самых убыточных фильмов кинопроката США, собравшая всего $105 тыс. при бюджете $25 млн.

Так же, справедливости ради, стоит сказать, что скульптуры, продемонстрированные в фильме, действительно замечательны.

Трейлер фильма

(в статье использованы фото  из коллекции Памелы Х. Симпсон,  сайта jimvictor.com, википедии)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шесть + четыре =

25552961
Вверх