БЛЕСК И ТЩЕТА ТИТАНОВ

titanik-1
Крушение круизного лайнера “Титаник”, затонувшего более ста лет назад, до сих является одной из наиболее культовых катастроф всех времен. Этому поспособствовало величие замысла корабля: он поражал воображение своими размерами, богатством внутреннего убранства и высочайшим уровнем приготовления изысканных блюд для пассажиров первого класса. В этом Титанику могли позавидовать самые известные отели и лучшие рестораны мира. Кроме того, гибель морского Титана стала самой знаменитой катастрофой XX века из-за множества мифов, загадок и удивительных совпадений, связанных с этим происшествием.

Колос­саль­ные уси­лия и огром­ные затра­ты на созда­ние пла­ву­че­го гиган­та неволь­но ассо­ци­и­ру­ют­ся со стро­и­тель­ством леген­дар­ной Вави­лон­ской баш­ни «высо­той до небес». Как извест­но из того же биб­лей­ско­го пре­да­ния, за свою неимо­вер­ную гор­ды­ню стро­и­те­ли были пока­ра­ны Богом. Вопрос ана­ло­гии прит­чи с кораб­ле­кру­ше­ни­ем, про­изо­шед­шим при пер­вом же атлан­ти­че­ском рей­се «Тита­ни­ка» в апре­ле 1912 года, оста­ет­ся откры­тым, но леген­ды и фак­ты до сих пор будо­ра­жат умы и нахо­дят отра­же­ние в худо­же­ствен­ных и пуб­ли­ци­сти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях. При­чем, мно­гие из них толь­ко уси­ли­ва­ют ощу­ще­ние при­сут­ствия неодо­ли­мой силы.
обложка книги Тщетность-Morgan_RobertsonАме­ри­ка­нец Мор­ган Роберт­сон (1861–1915), в про­шлом юнга тор­го­во­го фло­та, дослу­жив­ший­ся до пер­во­го помощ­ни­ка капи­та­на, после того как оста­вил мор­скую служ­бу, начал сочи­нять лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния в жан­ре фан­та­сти­ки. В 1898 году была изда­на его пове­сть о транс­ат­лан­ти­че­ском лай­не­ре, кото­рый сво­и­ми раз­ме­ра­ми пре­вос­хо­дил все постро­ен­ные дото­ле суда. Свой фан­та­сти­че­ский корабль Роберт­сон насе­лил бога­ты­ми, само­до­воль­ны­ми пас­са­жи­ра­ми. По ходу дей­ствия рома­на, холод­ной апрель­ской ночью про­ис­хо­дит столк­но­ве­ние лай­не­ра с айс­бер­гом и суд­но поги­ба­ет. По мыс­ли авто­ра, кораб­ле­кру­ше­ние долж­но было сим­во­ли­зи­ро­вать тще­ту все­го зем­но­го. Пове­сть так и назы­ва­лась: “Тщет­но­сть”.

При этом, суд­но, опи­сан­ное Роберт­со­ном за 14 лет до ката­стро­фы «Тита­ни­ка», про­сто пора­жа­ло сво­им сход­ством с ним в общих чер­тах. Прак­ти­че­ски сов­па­да­ли раз­ме­ры, водо­из­ме­ще­ние и даже несо­от­вет­ствие коли­че­ства шлю­пок для пас­са­жир­ско­го соста­ва (оба суд­на счи­та­лись “непо­топ­ля­е­мы­ми”). Не гово­ря уж о точ­ном сов­па­де­нии вре­ме­ни и при­чи­ны затоп­ле­ния лите­ра­тур­но­го “про­то­ти­па”. Ко все­му про­че­му, Роберт­сон окре­стил свое суд­но “Тита­ном”. Для обыч­но­го сов­па­де­ния, кажет­ся, черес­чур мно­го дета­лей.

Этот уди­ви­тель­ный слу­чай был опи­сан аме­ри­кан­ским писа­те­лем Уол­те­ром Лор­дом за пять лет до его смер­ти в пре­ди­сло­вии к доку­мен­таль­но-исто­ри­че­ской кни­ге «Послед­няя ночь» Тита­ни­ка [1949], в кото­рой с доку­мен­таль­ной точ­но­стью и писа­тель­ским мастер­ством автор вос­со­зда­ет собы­тия той тра­ги­че­ской ночи.
В даль­ней­шем, исто­рия зато­нув­ше­го “Тита­ни­ка” на про­тя­же­нии века не раз «всплы­ва­ла» на поверх­но­сть. Раз­лич­ные про­из­ве­де­ния появ­ля­лись под все­воз­мож­ны­ми «соуса­ми» и в раз­ное вре­мя. За сто­ле­тие было изда­но мно­же­ство пуб­ли­ци­сти­ки и фото­аль­бо­мов, пере­да­ю­щих вос­хи­ще­ние чудом кораб­ле­стро­е­ния того вре­ме­ни. Име­ют­ся даже путе­во­ди­те­ли по «Тита­ни­ку». А в сети появи­лись сот­ни его фан-клу­бов. Но не будем пере­гру­жать чита­те­лей мас­сой при­ме­ров, а спе­ци­аль­но возь­мем две край­но­сти из них: кули­на­рию и мисти­ку. Сред­нюю «тем­пе­ра­ту­ру по пала­те» чита­тель может пред­ста­вить сам.

Кули­нар­ный аспект исто­рии с Тита­ни­ком пояс­ня­ет­ся тем обсто­я­тель­ством, что пас­са­жи­ры пер­во­го клас­са, насла­ждав­ши­е­ся пла­ва­ни­ем, состо­я­ли из людей выс­ших сло­ев обще­ства. В боль­шей части они при­над­ле­жа­ли к про­слой­ке «празд­но живу­щих», обес­пе­чен­ных людей, ищу­щих допол­ни­тель­ные эмо­ции в путе­ше­стви­ях по миру. Лето­пи­сец «Тита­ни­ка» Валь­тер Лорд назы­вал их кос­мо­по­ли­та­ми.

«Это были аме­ри­кан­цы, англи­ча­не и яркая смесь из дру­гих евро­пей­ских стран, кото­рые вели неза­ви­си­мую, меж­ду­на­род­ную жиз­нь… неустан­но пере­ез­жая из стра­ны в стра­ну, в зави­си­мо­сти от вре­ме­ни года. Зача­стую, они были экс­тра­ва­гант­ны, взбал­мош­ны и лег­ко­мыс­лен­ны…»

В пер­вом путе­ше­ствии лай­не­ра при­ни­ма­ли уча­стие мно­гие зна­ме­ни­то­сти того вре­ме­ни, вклю­чая вла­дель­ца уни­вер­ма­га «Macy’s» Иси­до­ра Штра­у­са, экс­цен­трич­ную мил­ли­о­нер­шу Мар­га­рет Мол­ли Бра­ун, (полу­чив­шую после кру­ше­ния про­зви­ще «непо­топ­ля­е­мая»), попу­ляр­ную в нача­ле века моде­льер­шу леди Люси Дафф Гор­дон, гра­фи­ню Рот­скую, помощ­ни­ка пре­зи­ден­та США Арчи­баль­да Бат­та, кино­ак­три­су Доро­ти Гиб­сон и мно­гих дру­гих.
К услу­гам пас­са­жи­ров пер­во­го клас­са были предо­став­ле­ны пла­ва­тель­ный бас­сейн, корт для игры в сквош, ресто­ран А la carte, кафе, гим­на­сти­че­ский зал и пр. Инте­рье­ры кают пер­во­го клас­са, были выпол­нен­ные в раз­лич­ных худо­же­ствен­ных сти­лях с исполь­зо­ва­ни­ем доро­гих мате­ри­а­лов, таких как крас­ное дере­во, позо­ло­та, вит­раж­ное стек­ло, шёлк и про­чие.

интерьер каюты Титаника 1912-02  интерьер каюты Титаника 1912

Одно­го взгля­да на инте­рьер кают, выпол­нен­ный в сти­ле Людо­ви­ка XVI, доста­точ­но, что­бы пред­ста­вить себе насколь­ко утон­чен­ны­ми были обе­ды и ужи­ны на кораб­ле. Подоб­ная пуб­ли­ка отли­ча­ет­ся раз­ви­тым гур­ман­ством и осо­бой тре­бо­ва­тель­но­стью к еде. Вот поче­му на «Тита­ни­ке» уде­ля­лось осо­бое вни­ма­ние при­го­тов­ле­нию пищи для vip-пас­са­жи­ров.

Обе­ден­ный салон тоже соот­вет­ство­вал их вку­сам: по высо­те он зани­мал три палу­бы и завер­шал­ся стек­лян­ным купо­лом. Из люк­со­вых кают (на палу­бе В) по парад­ной лест­ни­це мож­но было спу­стить­ся несколь­ки­ми палу­ба­ми ниже и прой­ти в обе­ден­ный зал.
Навер­ное, пас­са­жи­ры верх­них палуб, про­хо­дя по лест­ни­це, не заду­мы­ва­лись, как сим­во­лич­но выгля­дят встро­ен­ные в сте­ну из оре­хо­во­го дере­ва боль­шие часы с брон­зо­вы­ми фигу­ра­ми Чести и Сла­вы, вен­ча­ю­щи­ми Вре­мя.

вид на обеденный салон титаника  реконструированная главная лестница титаника

В обе­ден­ный зал со сво­их «олим­пий­ских» палуб спус­ка­лись такие име­ни­тые гости, как Валь­тер Дуглас — муль­ти­мил­ли­о­нер и дирек­тор ком­па­нии «Ква­кер Оутс», мил­ли­о­не­ры-пред­при­ни­ма­те­ли Джон Джей­коб Астор и Бен­джа­мин Гуг­ген­хайм. (Огром­ные состо­я­ния не убе­рег­ли их всех от смер­ти во вре­мя кру­ше­ния).
Здесь за обе­ден­ным сто­лом сидел и Дж. Брюс Исмей – гене­раль­ный дирек­тор паро­ход­ной ком­па­нии «Уайт Стар Лайн», кото­рой при­над­ле­жал «Тита­ник». А по сосед­ству, попу­ляр­ный автор кри­ми­наль­ных рома­нов Жак Футрель вел бесе­ду о теат­раль­ной поста­нов­ке на Бро­д­вее с Рене Хар­рис (чей супруг был извест­ней­шим теат­раль­ным поста­нов­щи­ком в Нью-Йор­ке). И так за каж­дым сто­ли­ком: если не богач, то зна­ме­ни­то­сть.
Пока те и дру­гие изу­ча­ли меню и потя­ги­ва­ли апе­ри­ти­вы, эле­гант­но оде­тые офи­ци­ан­ты, как цере­мо­ний­мей­сте­ры кули­нар­ной инсце­ни­ров­ки, бес­шум­но сколь­зи­ли от сто­ла к сто­лу. Кадр из бри­тан­ско­го филь­ма “Гибель “Тита­ни­ка” (1958), где капи­тан Смит сидит на почет­ном месте во гла­ве сто­ла, хоро­шо пере­да­ет опи­сы­ва­е­мую атмо­сфе­ру.

последний ужин на титанике

Шефом ресто­ра­на «А-ля Карт», полу­чив­шим у кора­бель­ной ком­па­нии кон­цес­сию на раз­ме­ще­ние сво­е­го заве­де­ния на бор­ту «Тита­ни­ка», был Гас­пар Анто­нио Пьет­ро Гат­ти. Этот уро­же­нец Ита­лии вырос и выучил­ся в Англии на пова­ра. Начи­нал свою карье­ру он в лон­дон­ском «Рит­це». Как сен­ти­мен­таль­но он отно­сил­ся к рабо­те на «Тита­ни­ке» выяс­ни­лось после его смер­ти: когда тело погиб­ше­го Гат­ти выта­щи­ли из воды, при нём нашли обру­чаль­ное коль­цо с брил­ли­ан­том и повар­ской нож с кораб­ля. Оче­вид­но, это были для него две самые цен­ные вещи.

homard-thermidor--Бла­го­да­ря увле­чен­но­сти Гат­ти фран­цуз­ской кух­ней, гвоз­дем про­грам­мы в меню пас­са­жи­ров пер­во­го клас­са стал омар “тер­ми­дор” (homard thermidor) – парад­ное блю­до самых изыс­кан­ных ресто­ра­нов мира. Соглас­но фран­цуз­ско­му сло­ва­рю Ака­де­мии гастро­но­мов, «омар тер­ми­дор» был создан в янва­ре 1894 года в зна­ме­ни­том париж­ском ресто­ра­не «Maire», по слу­чаю пре­мье­ры пье­сы мод­но­го авто­ра Вик­то­рье­на Сар­ду, с одно­имен­ным назва­ни­ем “Тер­ми­дор”.

Пова­ра кора­бель­ной кух­ни, кажет­ся, вто­ри­ли дерз­ко­му вызо­ву судо­стро­и­те­лей, бро­шен­но­му оке­ан­ской сти­хии. Рос­кошь ужи­на на «Тита­ни­ке», став­ше­го для боль­шин­ства пас­са­жи­ров пред­смерт­ным, выгля­дит вызы­ва­ю­щей про­ти­во­по­лож­но­стью аске­тич­но­сти послед­ней тра­пезы Хри­ста с уче­ни­ка­ми.
Даже по фото­гра­фи­ям блюд мож­но пред­ста­вить уро­вень «высо­кой кули­на­рии», кото­рый обес­пе­чи­ва­ли 60 пова­ров и 36 помощ­ни­ков по кух­не, ори­ен­ти­ро­ван­ные на вку­со­вые пред­по­чте­ния состо­я­тель­ных гостей. (По лич­ным прось­бам важ­ных гостей шеф-повар Рус­со, ответ­ствен­ный за спе­ци­аль­ное меню, мог при­го­то­вить осо­бые дели­ка­те­сы).

Тита­ник был одним из пер­вых пас­са­жир­ских паро­хо­дов, где экс­клю­зив­ная кух­ня игра­ла не послед­нюю роль, и обла­дал вну­ши­тель­ным коли­че­ством про­до­воль­ствия. На бор­ту рас­по­ла­га­лись спе­ци­аль­ные холо­диль­ни­ки для ско­ро­пор­тя­щих­ся про­дук­тов: мяса, рыбы, фрук­тов, ово­щей, яиц, молоч­ных про­дук­тов, осо­бые охла­жда­ю­щие шка­фы для доро­го­сто­я­щих вин. Кла­до­вые Тита­ни­ка хра­ни­ли в себе све­жие про­дук­ты выс­ше­го каче­ства, от зер­но­вых и саха­ра до экзо­ти­че­ской спар­жи и уст­риц. Все исчис­ля­лось в тон­нах.
Поми­мо десят­ков тонн фрук­тов и ово­щей, муки и дичи, рыб и дели­ка­те­сов, а так­же сотен наиме­но­ва­ний спе­ций, был на кораб­ле и фан­та­сти­че­ский вин­ный погреб. По неко­то­рым све­де­ни­ям, на “Тита­ни­ке” име­лось 70 марок шам­пан­ско­го, 54 вида бор­до и по 48 сор­тов бур­гунд­ских и мозель­ских вин.
Как понят­но из немно­гих сохра­нив­ших­ся карт меню, еду на кораб­ле мож­но было без сомне­ния назвать коро­лев­ской тра­пе­зой.

Пате из фуа-гра с зеленью-titanik

Филе-миньон Лили с тушеными овощами-titanik Лососина с соусом-titanik

 

Ягненок с мятным соусом-titanik Консоме Ольга с кремом Барли-titanik

 

Пудинг Вальдорф-titanik Пунш-ромэн-titanik

(Кста­ти, пунш-ром­эн, изоб­ра­жен­ный на послед­нем фото, изыс­кан­но пода­вал сво­ей жерт­ве док­тор Лек­тор в теле­ви­зи­он­ном сери­а­ле-трил­ле­ре  “Ган­ни­бал”, в испол­не­нии хариз­ма­тич­но­го Мад­са Мик­кель­се­на).

С эти­ми и дру­ги­ми «тита­ни­че­ски­ми» блю­да­ми, закус­ка­ми и десер­та­ми мож­но озна­ко­мить­ся, про­чтя кни­гу Рика Арч­боль­да и Даны Мак­ко­ли «Послед­ний ужин на Тита­ни­ке» (1997). Нуж­но ска­зать, труд скру­пу­лёз­ный и един­ствен­ный на эту тему. Что же каса­ет­ся блюд, пода­вав­ших­ся в пер­вом, «люк­со­вом» клас­се, то авто­ры кни­ги чест­но пре­ду­пре­жда­ют, что не в каж­дом доро­гом ресто­ра­не име­лась воз­мож­но­сть при­го­то­вить такое меню.

Конеч­но, не толь­ко изыс­кан­ной кули­на­ри­ей при­вле­ка­ла к себе вни­ма­ние твор­че­ских людей зна­ме­ни­тая ката­стро­фа. О ней сня­то с деся­ток кино­филь­мов, напи­са­но более 50 книг, опуб­ли­ко­ва­но шесть сбор­ни­ков сти­хов и созда­но пару пьес. Неко­то­рые из авто­ров и в назва­ни­ях и в тек­с­те под­чер­ки­ва­ют зага­доч­но­сть про­изо­шед­шей ката­стро­фы. Неко­то­рые усмат­ри­ва­ют в ней кон­спи­ро­ло­гию или уча­стие неве­до­мых сил ( от напа­де­ния под­вод­ной лод­ки до столк­но­ве­ния с НЛО).

обложка книги-Пассажирка с Титаника-автор Наталья СолнцеваВни­ма­ние писа­тель­ни­цы Ната­льи Солн­це­вой все­гда при­вле­ка­ли уни­каль­ные пред­ме­ты или явле­ния с мисти­че­ски­ми свой­ства­ми, не харак­тер­ны­ми эпо­хе. О них она и пишет в сво­их кни­гах. В 2014 году был издан оче­ред­ной из ее 40 рома­нов, под назва­ни­ем “Пас­са­жир­ка с “Тита­ни­ка”. Это не про­сто пере­сказ извест­ных дра­ма­ти­че­ских собы­тий (в кни­ге им как раз уде­ля­ет­ся мало вни­ма­ния). Глав­ное дру­гое — сен­са­ци­он­ная вер­сия о том, что на самом деле погу­би­ло “Тита­ник”.
Кни­га напи­са­на в жан­ре мисти­че­ско­го детек­ти­ва. Лич­но­сть авто­ра это­му впол­не соот­вет­ству­ет: Ната­лья Солн­це­ва не появ­ля­ет­ся на пуб­ли­ке и не дает откры­тых интер­вью. Фото­гра­фии с обло­жек ее книг и в Интер­не­те взя­ты из архи­ва изда­тель­ства. Кто на них — точ­но неиз­вест­но. О твор­че­стве авто­ра тоже быту­ют вся­кие гипо­те­зы. По одним из них, автор, яко­бы, муж­чи­на, кото­рый удач­но изда­ет­ся под жен­ским псев­до­ни­мом (писа­те­лю-муж­чи­не про­бить­ся труд­нее). По дру­гим — это целый штат писа­те­лей, исто­ри­ков и редак­то­ров под одним име­нем. (Под псев­до­ни­мом «Макс Фрай», начи­нал свою твор­че­скую дея­тель­но­сть и лите­ра­тур­ный дуэт Свет­ла­на Мар­тын­чик — Игорь Стё­пин).
Чита­те­лям, осве­дом­лен­ным со мно­ги­ми стран­но­стя­ми, кото­рые про­изо­шли после кру­ше­ния лай­не­ра в 1912 году, мало какие гипо­те­зы кажут­ся уди­ви­тель­ны­ми. Как и слу­чай, когда 24 сен­тяб­ря 1990 года рыбо­лов­ный трау­лер, про­мыш­ля­ю­щий в север­ной Атлан­ти­ке, обна­ру­жил моло­дую девуш­ку, кото­рая была чрез­вы­чай­но испу­га­на, измож­де­на, и посто­ян­но твер­ди­ла, что нуж­но спа­сать людей. Она назва­ла себя Вин­ни Коутс и ска­за­ла, что явля­ет­ся пас­са­жир­кой «Тита­ни­ка», кото­рый неда­ле­ко отсю­да ночью потер­пел кру­ше­ние.
Девуш­ка была оде­та в ста­ро­мод­ную, но кра­си­вую одеж­ду и уве­ря­ла, что села на лай­нер в Англии. В дока­за­тель­ство пока­за­ла билет с Тита­ни­ка. Удив­ле­нию эки­па­жа не было пре­де­ла, ведь они посчи­та­ли ее сума­сшед­шей. В послед­ствие меди­ки под­твер­ди­ли, что умствен­ные спо­соб­но­сти девуш­ки в нор­ме. Тем более, что иссле­дуя ста­рые доку­мен­ты, уда­лось выяс­нить, что Вин­ни Коутс дей­стви­тель­но была пас­са­жир­кой зато­нув­ше­го «Тита­ни­ка».
Не менее уди­ви­тель­ные собы­тия про­изо­шли и в 2004 году, когда дру­гое рыбо­лов­ное суд­но выло­ви­ло в Атлан­ти­ке деся­ти­ме­сяч­ную девоч­ку, при­вя­зан­ную к спа­са­тель­но­му кру­гу Тита­ни­ка, а еще через неко­то­рое вре­мя и муж­чи­ну, в костю­ме нача­ла два­дца­то­го века. Каким обра­зом пас­са­жи­рам Тита­ни­ка уда­лось совер­шить путе­ше­ствие во вре­ме­ни, до сих пор оста­ет­ся загад­кой.

Исто­рия “Тита­ни­ка” ста­ла леген­дар­ной еще бла­го­да­ря худо­же­ствен­ным филь­мам, сня­тым по моти­вам этой тра­ге­дии. Немая чер­но-белая корот­ко­мет­раж­ка «Спа­сен­ная с «Тита­ни­ка» (США) вышла через 29 дней после кораб­ле­кру­ше­ния. Эта деся­ти­ми­нут­ка и ста­ла самым пер­вым филь­мом о “Тита­ни­ке”. До наших дней кар­ти­на, к сожа­ле­нию, не сохра­ни­лась. Одна­ко извест­но, что сце­на­рий к ней напи­са­ла Доро­ти Гиб­сон, реаль­ная пас­са­жир­ка уто­нув­ше­го кораб­ля. Она же сыг­ра­ла в филь­ме глав­ную роль. При­чем Доро­ти сни­ма­лась в том самом вечер­нем пла­тье, кото­рое было на ней в день тра­ге­дии.
В год тра­ге­дии вышел и вто­рой фильм о “Тита­ни­ке”. Это была 30-ти минут­ная гер­ман­ская кар­ти­на «Ночь во льдах». В отли­чие от пер­во­го, основ­ным местом дей­ствия был сам тону­щий корабль. Сна­ча­ла авто­ры пока­за­ли кар­ти­ны жиз­ни бога­тых пас­са­жи­ров лай­не­ра, а затем тра­ги­че­скую гибель суд­на. Режис­сер Миме Мизу, он же автор сце­на­рия и испол­ни­тель роли пер­во­го помощ­ни­ка Уилья­ма Мер­до­ка, выстро­ил свой фильм одно­вре­мен­но и как рекон­струк­цию собы­тий, и как про­из­ве­де­ние жан­ра «фильм-ката­стро­фа».
Соеди­не­ние доку­мен­таль­ных кад­ров, сня­тых на бор­ту реаль­но­го оке­ан­ско­го лай­не­ра (роль «Тита­ни­ка» в филь­ме сыг­рал паро­ход «Авгу­ста-Вик­то­рия»), выра­зи­тель­ных игро­вых эпи­зо­дов и эффект­ных ком­би­ни­ро­ван­ных съе­мок с исполь­зо­ва­ни­ем маке­тов, дает пра­во этой кар­ти­не занять достой­ное место в ряду зна­чи­тель­ных кино­ра­бот нача­ла века. Ката­стро­фа выгля­де­ла по-гол­ли­вуд­ски живо­пис­но: взры­ва­лись паро­вые кот­лы, “Тита­ник” был объ­ят пла­ме­нем, а гиб­ну­щие пас­са­жи­ры испол­ня­ли гимн. Хотя, ни чего подоб­но­го в реаль­но­сти не было. Да и Гол­ли­вуд­ская сту­дия к это­му вре­ме­ни сня­ла раз­ве что пару посред­ствен­ных филь­мов-вестер­нов.

кадр фильма Ночью во льдах-In Nacht und Eis -1912 кадр немецкого фильма Ночь во льдах-1912

Неко­то­рые кино­вер­сии гибе­ли “Тита­ни­ка” име­ют «роди­мые пят­на» вре­ме­ни. Так в Гер­ма­нии, в 1943 году был снят фильм по зака­зу мини­стра про­па­ган­ды Иозе­фа Геб­бель­са. В филь­ме высме­и­ва­лись неком­пе­тент­ные дей­ствия англий­ской коман­ды и вла­дель­ца суд­на. Там был толь­ко один адек­ват­ный герой, конеч­но же, немец.
Но, несо­мнен­но, лиде­ром в про­из­вод­стве кар­тин, и о Тита­ни­ке в част­но­сти, оста­ет­ся кине­ма­то­граф США.

Еще 1953 году аме­ри­кан­ский фильм «Тита­ник» полу­ча­ет в награ­ду “Оскар” за луч­ший сце­на­рий. (Забав­но, но в филь­ме исполь­зо­ва­ли зре­лищ­ные наход­ки немец­кой корот­ко­мет­раж­ки 1912 года «Ночь во льдах»).
Titanic_3D_PosterЗавер­ша­ю­щим аккор­дом в кино­э­по­пее о Тита­ни­ке стал хит 1997 года, кото­рый полу­чил пре­мии “Оскар” и фено­ме­наль­ный успех в про­ка­те. Это всем извест­ная кар­ти­на “Тита­ник” режис­се­ра Джейм­са Кеме­ро­на. Фильм стал рекорд­сме­ном по числу полу­чен­ных наград «Оскар» наря­ду с таки­ми филь­ма­ми, как «Бен-Гур» (1959) и «Вла­сте­лин колец: Воз­вра­ще­ние коро­ля» (2003).
В 1998 году «Тита­ник» был выдви­нут на соис­ка­ние кино­пре­мии «Оскар» в 14 номи­на­ци­ях, в резуль­та­те полу­чил 11 из них, вклю­чая награ­ду «Луч­ший фильм» 1997 года.
Бюд­жет филь­ма — ката­стро­фы, по под­сче­там спе­ци­а­ли­стов кораб­ле­стро­е­ния, ока­зал­ся доро­же само­го зато­нув­ше­го кораб­ля. Таким доро­гим про­ект стал из-за мно­го­чис­лен­ных погру­же­ний съе­моч­ной груп­пы к зато­нув­ше­му кораблю. А еще — постро­ен­ный в нату­раль­ную вели­чи­ну макет лай­не­ра, изго­тов­лен­ные ком­па­ни­я­ми- про­из­во­ди­те­ля­ми спе­ци­аль­но для филь­ма рек­ви­зит и мебель для съе­мок и про­чие аутен­тич­ные дета­ли, застав­ля­ю­щие зри­те­лей смот­реть фильм на одном дыха­нии.
В ито­ге, фильм собрал в миро­вом про­ка­те рекорд­ную сум­му – око­ло двух мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Что гово­рит о неумень­ша­ю­щем­ся инте­ре­се к сто­лет­ней ката­стро­фе, запе­чат­лен­ной в исто­рии чело­ве­че­ства и став­шей «прит­чей во язы­цех». Хотя одни видят на экра­не сен­ти­мен­таль­ную исто­рию люб­ви, дру­гие – обна­жен­ные тай­ные поро­ки.
Оче­вид­но, мало кто видит ту чер­ную без­дну, где исче­за­ет чело­ве­че­ская жиз­нь, не путая ее с мор­ской пучи­ной. Поэто­му чело­ве­че­ство, по-преж­не­му одо­ле­ва­е­мое гор­ды­ней и тще­сла­ви­ем, про­дол­жа­ет порож­дать совре­мен­ных оке­ан­ских «чудо­вищ». На их фоне, зато­нув­ший в 1912 году лай­нер, кажет­ся «под­рост­ком».

Сравнение размеров Титаника с современным круизным лайнером Queen Mary 2, самолётом A-380, автобусом, автомобилем и человеком

Если флаг­ман бри­тан­ской судо­ход­ной ком­па­нии Cunard Line «Куин Мэри» (2003 года рож­де­ния) был 345 мет­ров в дли­ну, то кру­из­ный транс­ат­лан­ти­че­ский лай­нер «Оазис Морей», спу­щен­ный на воду в 2009 году, име­ет уже 360 мет­ров, и вдвое пре­вос­хо­дит раз­ме­ры зато­нув­ше­го «Тита­ни­ка». Кор­пус гиган­та весит 45 000 тонн и состо­ит из 480 000 частей. Лай­нер бук­валь­но «нафар­ши­ро­ван» тех­ни­че­ски­ми новин­ка­ми кораб­ле­стро­е­ния. Не зря лозун­гом паро­ход­ства в отно­ше­нии дан­но­го стро­и­тель­ства были сло­ва — «Мы стро­им Неве­ро­ят­ное».
В нед­рах оке­ан­ско­го тита­на поме­ща­ют­ся: 750-мест­ный вод­ный амфи­те­атр с фон­та­на­ми, насто­я­щий ледо­вый каток на 1300 мест, где про­во­во­дят ледо­вые шоу, парк из 12 тысяч экзо­ти­че­ских, живых рас­те­ний, аква­парк с аттрак­ци­о­на­ми, мага­зи­ны и бути­ки, поля для голь­фа и тен­нис­ные кор­ты, ресто­ра­ны, кафе, клу­бы и про­чее, про­чее.
Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что инже­не­ры-кораб­ле­стро­и­те­ли вдох­нов­ля­лись про­ек­том Ное­ва ков­че­га и Вави­лон­ской баш­ни одно­вре­мен­но. Так что, доб­ро пожа­ло­вать на новей­ший «непо­топ­ля­е­мый» Тита­ник.

круизный лайнер-Oasis_of_the_Seas-3  круизный лайнер-Oasis_of_the_Seas-1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *