ТОП-10 ФИЛЬМОВ НА ВИННУЮ ТЕМАТИКУ

ТОП-10 фильмов про вино

То, что вино ста­ло частью куль­ту­ры мно­гих стран, под­твер­жда­ет не толь­ко гастро­но­мия и худо­же­ствен­ная лите­ра­ту­ра, но и миро­вой кине­ма­то­граф. По сло­вам Фрэн­си­са Фор­да Коп­по­лы: «Вино и кино — это два вида искус­ства». А «крест­но­му отцу», создав­ше­му вели­чай­шие про­из­ве­де­ния кино и соб­ствен­ный вин­ный тема­ти­че­ский парк, мож­но дове­рять. В самом деле, коли­че­ство филь­мов, где вино высту­па­ет в каче­стве бази­са сюжет­ной линии, уже исчис­ля­ет­ся сот­ня­ми. Так­же, как вина, все они хра­нят­ся в «погре­бах» исто­рии кино, одни с мно­го­лет­ней выдерж­кой, дру­гие совсем «моло­дые». Пред­ла­га­ем вам крат­кий «дегу­ста­ци­он­ный» обзор их топ-десят­ки.

Про­дол­жая срав­не­ние сор­тов вина с филь­ма­ми, мож­но ска­зать, что кине­ма­то­гра­фи­сты вполне осво­и­ли тех­ни­ку «купа­жи­ро­ва­ния» (фр. coupage). Так­же, как вино­де­лы при про­из­вод­стве вина сме­ши­ва­ют раз­лич­ные виды алко­голь­но­го напит­ка для улуч­ше­ния его каче­ства и выве­де­ния ново­го сор­та, созда­те­ли кино научи­лись при­да­вать филь­мам самые раз­ные «при­вку­сы», в кото­рых пре­об­ла­да­ют коме­дий­ные оттен­ки. Бес­спор­ны­ми фаво­ри­та­ми тако­го про­из­вод­ства явля­ют­ся стра­ны, на поч­ве кото­рых оди­на­ко­во хоро­шо всхо­дит кино­ис­кус­ство и вино­град­ная лоза. Это кино­сту­дии Фран­ции, Ита­лии, Испа­нии, Гру­зии, а так­же США, где в шта­те Кали­фор­ния про­из­во­дит­ся око­ло 90% вино­гра­да и свы­ше 80% вино­дель­че­ской про­дук­ции стра­ны. Неред­ко исполь­зу­е­мый «ко-про­дакшн» двух или трех госу­дарств затруд­ня­ет раз­де­ле­ние при­ме­ров по стра­нам. Поэто­му наш шорт-лист кино­пред­по­чте­ний выстро­ен по вре­мен­ной иерар­хии.

Листо­пад” (режис­сер Отар Иосе­ли­а­ни, Гру­зия, 1966)
сцена из фильма Листопад (1966)сцена из фильма Листопад (1966)

Жанр: совет­ская про­из­вод­ствен­но-соци­аль­ная дра­ма.

Осо­бен­но­сти: Пер­вый пол­но­мет­раж­ный фильм моло­до­го Иосе­ли­а­ни. Кар­ти­на была награж­де­на при­зом ФИПРЕССИ на Канн­ском кино­фе­сти­ва­ле и при­зом Жор­жа Саду­ля за луч­ший дебют в 1968 году. Игро­вая часть делит­ся на «гла­вы», назван­ные по дням неде­ли.

Сюжет: моло­дой тех­но­лог вин­но­го заво­да Нико (Рамаз Гиор­го­би­а­ни) ока­зы­ва­ет­ся вовле­чен в непри­ят­ную исто­рию, когда ради пла­на сотруд­ни­ки вин­за­во­да тре­бу­ют раз­ли­вать вино низ­ко­го каче­ства — недо­зрев­шее сапе­ра­ви. Нико пред­сто­ит отсто­ять своё досто­ин­ство и прин­ци­пы как в отно­ше­ни­ях с руко­вод­ством, так и с каприз­ной девуш­кой, в кото­рую он влюб­лен.

Резю­ме: кар­ти­на реко­мен­ду­ет­ся тем, кто инте­ре­су­ет­ся исто­ри­ей тра­ди­ци­он­но­го гру­зин­ско­го вино­де­лия и поклон­ни­кам гру­зин­ско­го кине­ма­то­гра­фа.

Кув­шин” (режис­сер Ирак­лий Кви­ри­кад­зе, Гру­зия, 1970)

сцена из фильма Кувшин (1970)

Жанр: корот­ко­мет­раж­ная коме­дия

Осо­бен­но­сти: Воль­ная экра­ни­за­ция новел­лы «Чиа­ра» ита­льян­ско­го писа­те­ля Луи­джи Пиран­дел­ло.

Сюжет: забав­ная пере­дря­га, в кото­рую попа­да­ет бед­ня­га-мастер, забрав­ший­ся внутрь огром­но­го вин­но­го кув­ши­на с целью его почин­ки. Ока­зав­шись в «ловуш­ке» бла­го­да­ря сво­ей бес­печ­но­сти, он не может вылез­ти нару­жу через узкое гор­ло сосу­да. Трех­днев­ное пре­бы­ва­ние в кув­шине и рас­пи­тие вина, кото­рым посто­ян­но уго­ща­ют его сер­до­боль­ные дру­зья собрав­ши­е­ся вокруг, при­во­дят к пикант­ным послед­стви­ям.

«Тай­на Сан­та-Вит­то­рии» (The Secret of Santa Vittoria, США, 1969), режис­сер Стэн­ли Кра­мер.

«Тайна Санта-Виттории» (The Secret of Santa Vittoria,1969)

Жанр: тра­ги­ко­ме­дия

Осо­бен­но­сти: экра­ни­за­ция рома­на Робер­та Край­то­на. В 1970 году филь­му при­сво­е­ны две пре­мии «Оскар» и 4 пре­мии «Золо­той Гло­бус». В филь­ме сни­мал­ся звезд­ный состав акте­ров, сре­ди кото­рых Энто­ни Куинн, Анна Манья­ни, Джан­кар­ло Джан­ни­ни.

Сюжет: во вре­мя Вто­рой Миро­вой вой­ны жите­ли неболь­шо­го город­ка Сан­та-Вит­то­рия, что нахо­дит­ся в Ита­лии, пыта­ют­ся сохра­нить мил­ли­он буты­лок вели­ко­леп­но­го крас­но­го вина, скры­вая их от немец­ких окку­пан­тов.

Резю­ме: Тро­га­тель­ный драм­ком. Не смот­ря на то, что собы­тия раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в воен­ное вре­мя, кар­ти­на напол­не­на теп­лым юмо­ром, чело­веч­но­стью и доб­ро­той. Эле­мен­ты саспен­са и любов­ные линии пере­пле­те­ны в ней самым изу­ми­тель­ным обра­зом.

«Укро­ще­ние строп­ти­во­го» (Il bisbetico domato, Ита­лия, 1980). Режис­сер: Фран­ко Кастел­ла­но и Джу­зеп­пе Моч­чиа.

Укрощение_строптивого_(1980Жанр: комедия/ клас­си­ка «народ­но­го кино».

Сюжет: не при­ем­лю­щий жен­ско­го обще­ства 40-лет­ний фер­мер-холо­стяк (Адри­а­но Челен­та­но), неожи­дан­но встре­ча­ет сим­па­тич­ную девуш­ку (Орнел­ла Мути), кото­рая настой­чи­во пыта­ет­ся изме­нить его взгля­ды на жизнь и оча­ро­вать его.

Осо­бен­но­сти: кино­про­из­ве­де­ние из раз­ря­да куль­тур­ных и линг­ви­сти­че­ских фено­ме­нов, обла­да­ю­щее свой­ства­ми т.н. «вирус­ной инфор­ма­ции». После выхо­да филь­ма на экра­ны кино­те­ат­ров, цита­ты гру­бо­ва­то­го дере­вен­ско­го фер­ме­ра мгно­вен­но раз­ле­те­лись по всей тер­ри­то­рии совет­ско­го про­стран­ства, а кад­ры из филь­ма до сих пор пом­нят напа­мять мил­ли­о­ны чело­век. (Подоб­ная исто­рия про­ис­хо­ди­ла толь­ко с лен­та­ми Лео­ни­да Гай­дая).

Ита­льян­ский фильм конеч­но не мог обой­ти тему вина. Все­мир­но извест­ным стал танец Адри­а­но Челен­та­но в боч­ке с вино­гра­дом. А бла­го­да­ря вели­ко­леп­ной озвуч­ке в испол­не­нии Рудоль­фа Пан­ко­ва и Оль­ги Гас­па­ро­вой, иро­нич­ная сце­на, где пароч­ка зака­зы­ва­ет обед ресто­ране, ста­ла полю­бив­шей­ся «народ­ной клас­си­кой» и даже эле­мен­том про­све­ще­ния по части того, что «к рыбе пода­ют белое вино».
(спу­стя чет­верть века, Джордж Клу­ни в филь­ме «Невы­но­си­мая жесто­кость» утон­чен­но копи­ру­ет пове­де­ние Челен­та­но, зака­зы­вая для себя и сво­ей спут­ни­цы (Кэтрин-Зета Джонс) вино Chateau Margaux полу­ве­ко­вой выдерж­ки).

«Год коме­ты» (Year of the Comet, США, 1992). Режис­сёр Питер Йетс

Постер_фильма_«Год_кометы»_(США,_1992)Tim Daly and Penelope Ann Miller in the movie Year of the comet (1992)

Жанр: кри­ми­наль­ный ром­ком, сня­тый в сти­ле buddy movie

Осо­бен­но­сти: Над филь­мом рабо­та­ли сце­на­рист Уильям Гол­д­ман и режис­сер Питер Йейтс, кото­рые зара­бо­та­ли свои име­на в Гол­ли­ву­де бла­го­да­ря ряду клас­си­че­ских про­из­ве­де­ний, в том чис­ле уча­сти­ем в рабо­те над кри­ми­наль­ным трил­ле­рам «Бутч Кэс­си­ди и Сан­д­энс Кид», «Бул­лит», «Стра­да­ние», «Отрыв», «Крулл» и др.

Сюжет: при­клю­че­ния девуш­ки-вин­но­го экс­пер­та по име­ни Мэг­ги Хар­тон, кото­рая про­во­дя инвен­та­ри­за­цию вин­но­го погре­ба в бри­тан­ском зам­ке одно­го умер­ше­го бога­ча, слу­чай­но нахо­дит вин­таж­ную бутыл­ку крас­но­го вина уро­жая 1811 года. (Его еще назы­ва­ли «годом коме­ты» пото­му, что в этот год коме­ту было вид­но в небе нево­ору­жён­ным гла­зом). Этот ред­кий экзем­пляр вина стал маг­ни­том как для пре­сле­ду­ю­щих ее пре­ступ­ни­ков, так и для ее вре­мен­но­го защит­ни­ка…
Гл. жен­скую роль сыг­ра­ла попу­ляр­ная гол­ли­вуд­ская актри­са 90-х Пене­ло­па Энн Мил­лер, кото­рая сни­ма­лась в кри­ми­наль­ных коме­ди­ях «Дет­са­дов­ский поли­цей­ский», «Чужие день­ги», а так­же в трил­ле­рах «Насмерть» и «Путь Кар­ли­то».

Резю­ме: немно­го зло­дей­ская, немно­го меч­та­тель­ная исто­рия, про­ис­хо­дя­щая в деко­ра­ци­ях хол­мов Шот­лан­дии и Фран­цуз­ской Ривье­ры. С огляд­кой на сце­на­ри­ста и режис­се­ра, ожи­да­ешь куда более инте­рес­но­го зре­ли­ща. Оче­вид­но, тут сыг­ра­ло свою роль то, что “Год Коме­ты” изна­чаль­но был напи­сан в 70-х годах, но по раз­ным при­чи­нам съем­ки филь­ма нача­лись толь­ко в нача­ле 90-х, кото­рые озна­ме­но­ва­лись при­сту­пом все­об­ще­го кон­сер­ва­тиз­ма в кино­про­из­вод­стве.

«Фран­цуз­ский поце­луй» (French Kiss, Фран­ция-США, 1995). Режис­сер: Лоуренс Кэз­дан.

Кадр из фильма Французский поцелуй (French Kiss, 1995)

Жанр: ром­ком

Осо­бен­но­сти: в филь­ме мож­но уви­деть насто­я­щий «вол­шеб­ный чемо­дан­чик» с кол­лек­ци­ей вин­ных аро­ма­тов в буты­лоч­ках. Это изоб­ре­те­ние реаль­но­го чело­ве­ка — эно­ло­га Жана Лену­а­ра. Он пре­по­да­вал в шко­ле соме­лье и, слов­но пер­со­наж Пар­фю­ме­ра, при­ду­мал такие набо­ры вин­ных аро­ма­тов в каче­стве учеб­но­го посо­бия.

Сюжет: зна­ком­ство милой девуш­ки Кейт с оба­я­тель­ным фран­цу­зом Люком по доро­ге в Париж, при­во­дит в дей­ствие меха­низм судь­бы: она рас­ста­ет­ся с бога­тым жени­хом ради слу­чай­но­го попут­чи­ка, кото­рый на самом деле вор и афе­рист. Но герой Кеви­на Клай­на вору­ет с одной «бла­го­род­ной» целью — вер­нуть про­иг­ран­ные в спо­ре наслед­ствен­ные вино­град­ни­ки и занять­ся вино­де­ли­ем.

Кон­крет­ная тема вина в филь­ме мало­раз­ви­та, как вино­град­ный чере­нок, с кото­рым носят­ся герои кар­ти­ны. Ред­кое при­сут­ствие вина в кад­ре скра­ши­ва­ют роман­ти­че­ский флер париж­ских улиц и чудес­ные виды вино­град­ни­ков Фран­ции. Самая удар­ная «вин­ная сце­на» в филь­ме — это дегу­ста­ция вина с помо­щью набо­ра буты­ло­чек с аро­ма­та­ми, оттен­ки кото­рых при­да­ют вину свое­об­ра­зие – запа­хи лаван­ды, смо­ро­ди­ны, виш­ни, хвои.

«На обо­чине» (режис­сёр Алек­сандр Пэйн, США, 2004)

трагикомедия На обочине (2004)

Жанр: тра­ги­ко­ме­дия
В глав­ных ролях сня­лись акте­ры Пол Джа­мат­ти, Томас Хей­ден Чёрч, Вир­джи­ния Мэд­сен и Санд­ра О.

Сюжет: исто­рия недель­но­го путе­ше­ствия по вино­дель­че­ским рай­о­нам Кали­фор­ни, кото­рое совер­ша­ют два дру­га-неудач­ни­ка. По пути их ожи­да­ют при­клю­че­ния и собы­тия, кото­рые в буду­щем изме­нят их пред­став­ле­ния о жиз­ни.
Резю­ме: так же, как хоро­шее вино, эта 15-лет­няя кино­лен­та с года­ми толь­ко при­об­ре­ла еще более насы­щен­ный вкус. Она скры­ва­ет в себе веч­ные рас­суж­де­ния про обще­че­ло­ве­че­ские и мораль­ные цен­но­сти в жиз­ни каж­до­го чело­ве­ка. Фильм одно­вре­мен­но смеш­ной, груст­ный и прав­ди­вый.

Хоро­ший год” (A Good Year, США, 2006).  Режис­сер Рид­ли Скотт

Сцена из фильма Хороший год (2006)

Жанр: ром­ком

Сюжет: Успеш­ный игрок фон­до­вой бир­жи в Лон­доне вдруг полу­ча­ет в наслед­ство вино­дель­ню в Про­ван­се. При­е­хав, что­бы про­дать ее, герой Рас­се­ла Кроу откры­ва­ет в себе страсть к вино­де­лию, любовь к фран­цуз­ской глу­бин­ке и мест­ной девуш­ке Фан­ни (Мари­он Котий­яр), что изме­ня­ет всю его преж­нюю нала­жен­ную жизнь.
Резю­ме: доб­ро­душ­ная роман­ти­че­ская коме­дия, насы­щен­ная про­сто­той и гар­мо­ни­ей, кото­рой так не хва­та­ет совре­мен­но­му миру.

Удар бутыл­кой” или «Шоко­вый эффект» (режис­сер Рэн­далл Мил­лер, 2008).

постер фильма «Bottle Shock»

Жанр: драма/комедия

Осо­бен­но­сти: 1. Сюжет осно­ван на реаль­ных собы­ти­ях 1976 года, когда при сле­пой дегу­ста­ции на кон­кур­се вин во Фран­ции, впер­вые побе­ди­ли вина Ново­го Све­та, открыв миру вино­град­ни­ки Кали­фор­нии.
2. Ори­ги­наль­ное назва­ние филь­ма «Bottle Shock» явля­ет­ся усто­яв­шим­ся обо­зна­че­ни­ем вре­мен­ной поте­ри вином сво­е­го вку­са под воз­дей­стви­ем внеш­них фак­то­ров — раз­ли­ва вина из бочек в бутыл­ки или в резуль­та­те транс­пор­ти­ров­ки.

Сюжет: исто­рия о том, как один вин­ный экс­перт, вла­де­лец малень­кой париж­ской вино­те­ки с пафос­ным назва­ни­ем “Ака­де­мия вина” (актер Алан Рик­ман) и хозя­ин неболь­шой вино­дель­ни “Шато Мон­те­ле­на” (Билл Пулл­ман), про­из­ве­ли во Фран­ции насто­я­щий фурор, отпра­вив на кон­курс кали­фор­ний­ское вино шар­доне.
Резю­ме: на экране рос­кош­ные бес­край­ние вино­град­ни­ки кали­фор­ний­ской доли­ны Напа, зали­тые солн­цем, вино в кув­ши­нах, труд на све­жем воз­ду­хе и чуть наив­ная исто­рия люб­ви.

«Заку­по­рен­ный» (Corked, 2009. Режис­сё­ры Росс Кле­нен­ден и Пол Хоули).

постер фильма «Corked» 2009кадр фильма «Corked» 2009

Жанр: экс­цен­трич­ная коме­дия-моку­мен­та­ри (псев­до­до­ку­мен­таль­ный фильм).

Осо­бен­но­сти: «Заку­по­рен­ный» — это тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий вино, кото­рое загряз­не­но «пор­чей проб­ки».

Сюжет: мест­ный вино­дел, мил­ли­ар­дер, неве­же­ствен­ный мене­джер вино­дель­че­ско­го пред­при­я­тия и неком­пе­тент­ный пред­ста­ви­тель «золо­той моло­де­жи» сорев­ну­ют­ся за вымыш­лен­ный приз «Золо­той уро­жай», кото­рым извест­ный вин­ный кри­тик наме­рен награ­дить про­из­во­ди­те­ля луч­ше­го вина…

Резю­ме: Лег­ко­мыс­лен­ный взгляд на вин­ный мир в Кали­фор­нии. Аттен­шн, плиз! Реко­мен­ду­ет­ся к про­смот­ру тем, кто в состо­я­нии отфиль­тро­вать фак­ты реаль­но­го вин­но­го про­из­вод­ства и пей­за­жи вино­град­ных долин от абсурд­но­го, сар­ка­сти­че­ско­го и, порой, сума­сброд­но­го юмо­ра филь­ма.

«Воз­вра­ще­ние в Бур­гун­дию» (Ce qui nous lie, Фран­ция, 2016) Режис­сер: Сед­рик Кла­пиш

калр фильма Возвращение в Бургундиюпостер фильма Возвращение в Бургундию

Жанр: драма/комедия

Сюжет: после смер­ти отца, три сына-наслед­ни­ка собрав­шись в род­ном город­ке, реша­ют вер­нуть вино­град­ни­кам былую сла­ву и про­дол­жить ста­рую семей­ную тра­ди­цию вино­де­лия. Раз­би­ра­ясь с хозяй­ствен­ны­ми дела­ми и денеж­ны­ми дол­га­ми, они будут ссо­рить­ся и мирить­ся, соби­рать вино­град и делать вино. И конеч­но же, насла­ждать­ся пло­да­ми сво­е­го тру­да.

Резю­ме: тро­га­тель­ная исто­рия о воз­вра­ще­нии «блуд­но­го сына», рас­ска­зан­ная фран­цуз­ским режис­се­ром Сед­ри­ком Кла­пи­шем («Испан­ка», «Кра­сот­ки», «Китай­ская голо­во­лом­ка»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *