«КРИК» ЭДВАРДА МУНКА — ИКОНА ПОП-КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

картина эдварда мунка_сотбис_munk

Серию картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданную в промежутке между 1893 и 1910 годами и обобщенную им под названием «Крик» — можно отнести к разряду феноменов культуры. Образ кричащего от ужаса существа, написанный в ХIХ веке, считается основополагающим произведением экспрессионизма. Но в конце XX века, он неожиданно обретает статус символа поп-культуры. По количеству ремейков, мемов и пародий картинный образ Мунка стал наиболее часто воспроизводимым в мире. А когда образ из художественной культуры входит в массовое сознание – можно говорить о важном культурном явлении.

Сюжет картины Мунка был основан на его собственных ощущениях, описанных в его дневнике в 1892 году.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу»

Визуализацией этой заметки может послужить рекламный видеоролик аукциона Сотбис (Sotheby’s), на котором работа Мунка из серии «Крик», выполненная пастелью, была продана за рекордные 119 млн.долларов.

На картине изображено именно то место, где его охватило ужасное чувство. Пейзаж за фигурой вовсе не вымышленный. Это запущенный район Экеберг, в окрестностях Осло, где часто случались самоубийства. Неподалеку находилась психиатрическая лечебница, куда была госпитализирована любимая сестра Мунка, с диагнозом маниакально-депрессивный психоз. В довершение, у основания утеса стояли бойни, откуда доносились пронзительные крики животных.
Узнаваемые детали – фьорд, лодки, старая церковь оказываются в некоем апокалиптическом ландшафте, передающем угнетенность мира, а кровавый закат становится сосредоточением кошмара.
Эмоционально картины серии «Крик» перекликаются с графическими офортами «Капричос», созданными в 1797— 1798 годах испанским живописцем Франсиско де Гойя. И так же как Гойя, изображавший свои химерные видения чтобы избавиться от них, — Мунк, поглощенный идеей, стоящей за картиной, — неустанно воспроизводил испугавшее его видение. Художник изменял структуру, технику и колористику копий, сохраняя глубинную экзистенциальную сущность.

Картина Эдварда Мунка_Крик_The_ScreamМунку было всего 29 лет, когда он написал картину «Крик», но творческое новаторство художника шокировало современников. С одной стороны, большинство его коллег, в том числе Тулуз Лотрек, возмущались «варварской» техникой Мунка и не воспринимали агрессивную эстетику его работ. (Ведь конец 19-го века был посвящен культу физической красоты, означавшей, прежде всего, – спокойствие, чувство удовлетворения, как на лице Моны Лизы). С другой стороны, – искусствоведов оглушил концептуальный подход автора. Его идея была парадоксальна: по определению картина молчит. Но художник должен заставить ее кричать.

Конечно, кричащих людей изображали и до него, но Мунк изобразил само явление крика. Это было новаторством в живописи. Никто не изображал до него звук, особенно звук, эмоционально окрашенный. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы (напоминающие полубезумный вангоговский стиль) наполняют композицию энергией и драматизмом.

В 1895 году Муне создал литографию — упрощенную черно-белую версию своей картины, чем открыл ящик Пандоры: путь к ее массовому тиражированию с помощью типографских технологий. Первыми этим заинтересовались представители американского поп-арта, разрабатывающие тему серийного производства искусства. Один из основателей этого направления и создатель необычайной кулинарной книги «Дикая малина»- Энди Уорхолл – создал серию шелкографичных принтов, основанных на произведениях Мунка. Но это было лишь начало.

endi_uorhol._madonna_i_avtoportret_s_rukoi_skeleta_po_motivam_rabot_munka__1984 endi_uorhol._krik__po_motivam_munka._1984

Выяснилось, что «Крик» идеально подходит культуре постиндустриальной эпохи, подверженной эпидемии постмодернизма, где все строится на цитатах из прошлого и подвергается вторичной обработке.  Картина Мунка стала поп-«иконой», образ которой начал массово распространяться в информационном пространстве подобно вирусной рекламе.

Всеми узнаваемый сюжет картины широко эксплуатируется создателями рекламы, мультсериалов и разных шоу. Кроме того, образ оказался нескончаемым источником для создания ироничных интернетмемов, смайликов и комиксов. Психологи объясняют это тем, что за иронией современный человек пытается скрыть испуг от осознания своей хрупкости и незащищенности, испуг, который он ощущает глядя на апокалиптическую картину мира глазами Эдварда Мунка.

Образ, созданный норвежским художником, зачастую изображается в китчевой (ироничной) манере, словно 20-тый век пытается удалить первозданную тревожную атмосферу картины, как промвентиляция запахи  кухни.

 мем_мунк-Colección

Но не только webпаутина, а практически все области искусства попали под влияние творчества Мунка. Гениально изображенное им олицетворение ужаса, многократно использовалось в музыке, литературе и кино. Припомните хотя бы маску убийцы из фильма ужасов «Крик» или внешний вид представителей инопланетной расы из культового сериала «Доктор Кто». Они были навеяны персонажем картины Мунка. Даже хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Маколея Калкина, кричащего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса «Один дома», — тоже пародийная аллюзия на работу Эдварда Мунка.

film_krik._maska scream_ film_home alone

Следует добавить, что эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Но, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.

Со временем сюжет картины начал появляться практически на всем: на одежде, обуви, посуде, бижутерии и прочих, порой немыслимых вещах, вроде надувных кукол Роберта Фишбоуна, умудрившегося создать прибыльное производство этих кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции Мунка.

Естественно, такой массовый продукт потребления как еда, тоже не остался в стороне. В рамках  юбилейного проекта «Munch-150» норвежская фабрика «Фрейя» выпустила серию плиток молочного шоколада с изображением картин Мунка из серии «Фриз Фрейи». Ведь имя автора непосредственно связано с историей этой фабрики. 18 его картин украсили стены фабричной столовой в январе 1923 года. Основатель фабрики, Йохан Трон Хольст был чрезвычайно доволен результатом. Однако самим рабочим картины не совсем понравились: экспрессионист Мунк нарисовал на картинах людей, лишённых черт лица, а изображенные дома были нарисованы без дверей и труб.

Современной версией  такого формата  стало «Кафе Мунк», которое открылось в том же году в Токио, организованное скандинавским Управлением по туризму. В кафе представлены 37 копий картин знаменитого художника, а эксклюзивное меню включает в себя вкусные пирожные и кофе со знакомым образом.

Кафе Мунк _Токио
Кафе Мунк (Токио)

Кафе Мунк _Токио_кофе и пирожное   Кафе Мунк _Токио_кофе и пирожное2  ироничные пародии на картину эдварда мунка_крик8

Можно сказать, что искусство и еду — две глобальные области человеческой жизни –– мастерски научился совмещать фуд-арт. Образ, созданный Мунком более ста лет назад и получивший мировую «огласку», как нельзя более удачно сочетается с его идеями и масштабами. В статьях блога «АРТотека еды» мы уже представляли некоторые из таких объектов. Например, в статье о норвежской звезде «Instagram» Иде Скивенез, создающей художественные бутерброды или об американском фуд-арт художнике Харлее Лангберге, умещающем картины классиков живописи на столовых тарелках. Хотим привести еще некоторые примеры креативного переосмысления и пародирования картины «Крик», связанные с едой.

Оригинальные работы японского иллюстратора Такайо Шийота в свое время стали интернет-сенсацией: из водорослей нори, вареного риса и других традиционных японских ингредиентов она создает репродукции знаковых произведений искусства.  Персонаж Крика появился на срезе суши-роллов, а следом- и в порционных упаковках бенто.

фуд-арт суши Такайо Шийота

The Scream Bento Box

Пиццерии и веганские кафе стали применять его для украшения своих блюд
Pizza Prudence Staite картина эдварда мунка_постмодерн_eda_munk

Как уже говорилось, кондитеры тоже активно используют образ картины «Крик» в качестве привлечения внимания к своей продукции

Scream_Cookie кейк_Screamer

А досужие посетители кафе научились на скорую руку создавать знаменитый образ из «подручных» средств  🙂

ироничные пародии на картину эдварда мунка_крик6 photo-food-art-Skrik

Да если внимательно присмотреться – ужас! Он повсюду!    🙂

Дизайнеры хорватской студии Krikstudio разглядели вопящую физиономию с разинутым ртом в… — половинке болгарского перца! И, кстати, весьма остроумно использовали находку: они обыграли слова «крик» и «паприка», создав гибридное PapKRIKa, куда заодно изящно вписали название студии.

фуд арт_крик_эдвард мунк арт-дизайн консервации

Персонаж мунковской картины «Крик» кажется вездесущим. На самом деле так оно и есть:  он уже стал одним из образов культурного бессознательного; частью кода, определяющего культурные особенности, доставшиеся нам от предков. И он останется таким, не смотря на изменившийся внешний антураж.

пейзаж Осло
современный вид на Осло с того места, которое запечатлел Эдвард Мунк более 100 лет назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × один =

25552961
Вверх