ИСТОРИЯ ПАРИЖСКОГО РЕСТОРАНА «ЗОЛОТОЙ ДОМ»

Парижский ресторан, открывшийся в 1841 году под названием «De la Cité», обосновался в доме на пересечении бульвара Gand (ныне Итальянский бульвар) и улицы Cerutti (сейчас улица Laffitte). Но название ресторана затмила роскошь его золоченого дизайна, «королевские» цены на еду и контингент вип-посетителей. Парижане не раздумывая назвали ресторан «Золотым домом» (La Maison Dorée). Его история невероятно интересна. К тому же, она тесно переплетена с жизнями некоторых знаменитых писателей и неразрывно связана с именами художников-импрессионистов.

Золотой век «Золотого дома»

Открытка с изображением Золотого дома (La Maison Dorée), Итальянский бульвар, Париж, XIX век.

Пятиэтажное здание, построенное в 1830 году архитектором и предпринимателем Виктором Лемером, стало символом роскоши и настоящим оазисом эпикурейства XIX века. В интерьере залов и апартаментов Золотого дома были использованы медальоны с барельефами, вырезанные братьями Лечне, подвески, изящная резьба по дереву и наборные потолки. Люстры под сводами и большие зеркала на стенах сияли и рассыпали ослепительные искры. Непременной частью антуража кабинетов были мраморные камины и картины известных мастеров живописи.

Арочные окна, разделенные колоннами, мрамор, лепное обрамление оконных проёмов и оформление стен рустом подчеркивали роскошь фасада здания. Фриз, разделяющий первый и второй этажи Золотого дома, представлял собой сцены охоты и изобиловал изображениями животных. На декоративном поясе среди дубовой листвы можно было рассмотреть изображения гончих собак, оленей и кабанов.

декоративное оформление Золотого дома

Позолота многочисленных элементов интерьера, а также декоративного оформления балконов и балюстрады здания послужили основной причиной его названия ‒ «Золотой дом». Кроме того, казалось тут постоянно звенят золотые монеты…
С точки зрения роскоши и экстравагантности здание Maison Dorée могло соперничать с древнеримской резиденцией Нерона, с ее царскими интерьерами из мрамора, драгоценных камней и слоновой кости. Усадьбу Нерона римляне тоже называли «Золотым домом», на латинском — Domus Aurea. Сходство обоих комплексов усиливало бесчисленное количество коридоров-лабиринтов, кабинетов-апартаментов и наличие смотровых террас.

Архитектурный стиль Золотого дома на Итальянском бульваре приглянулся барону Джеймсу де Ротшильду. Он использовал его при строительстве своего знаменитого замка Château de Ferrières, считающегося самым большим и роскошным замком 19-го века во Франции. Также, как и Золотой дом, замок Шато-де-Ферриер имел десятки гостевых апартаментов. (Резиденция Ротшильда была открыта 16 декабря 1862 года, на торжественном открытии присутствовал Наполеон III).

Знаковые фигуры «Золотого дома»

портрет Madame_TallienОтсчет пёстрой истории парижского Золотого дома начался с появления hôtel Choiseul-Stainville, где жила знатная мадам Тальен, оставшаяся в истории Франции, как «Богоматерь Термидора».
(Прим.: старофранцузское слово hôtel происходило от латинского hospitālis, и означало «общежитие», не подразумевая коммерческий смысл, который слово приобрело в наше время).

Тереза Тальен (в девичестве Кабаррус) была самой знаменитой из Wonderful (группы эксцентричных женщин времен Великой французской революции). Это она ввела в моду вызывающе-откровенную греческую одежду из полупрозрачного материала. Свою обувь мадам украшала рубинами, а светлые волосы обильно окрашивала в коричнево-красный цвет. Вместе с мужем Тальен руководила подпольным реакционным движением и владела одним из самых жестоких контрреволюционных клубов. Наряду с обсуждением политических планов, в салоне устраивались шикарные застолья. (После развода экс-Тальен стала маркизой де Фонтене, а позже — принцессой де Шиме).

Как говорится, «свято место пусто не бывает». После закрытия «отеля» Choiseul-Stainville его место занял салон-cafe Hardy (точная дата появления заведения не известна). В Альманахе Гурманов, сочиненном парижским гастрономом Гримо де ла Рейньер, можно прочитать такой отзыв о заведении мадам Харди:

«Здесь вы можете попробовать лучшие в столице котлеты из тушеной птицы, фаршированной трюфелями… вкус и запах такой, что пробудит аппетит даже у лежащего на одре…».

Аппетитные запахи действительно витали по всем помещениям, так как в салоне Харди был предусмотрен огромный мраморный дымоход; в этой трубе с 10 утра и до 3 часов дня на горячих углях постоянно грелся огромный серебряный гриль с очередной порцией еды. Запах блюд на гриле дразнил и возбуждал аппетит у посетителей кафе и даже у прохожих.

альманах гурманов-Гримо де ла Рейньер
Место прославилось как самое дорогое в Париже. Газеты того времени писали: «Вы должны быть очень богатыми, если решили пообедать в Hardy’s, и должны быть весьма смелыми, чтобы поужинать в Riche» (кафе Riche было в двух шагах, на углу улицы Le Peletier). В 14 апреля 1874 года в парижском “Кафе Риш” состоялся обед, который положил начало 6-летней традиции литературно-гастрономического гурманства).

В 1836 году заведение Харди было продано «по золотой цене» братьям Хэмел, уже владевшими кафе Chartres (Le Grand Véfour) в Пале-Рояль,  (которое, кстати, обанкротилось).

Рисунок Эжена Лами,1842
Золотой дом, рисунок Эжена Лами, (гравировка), 1842.

Возможно, сооружению Виктора Лемера покровительствовали духи таких мотов и модников, как Этьенн Франсуа де Шуазёль — герцог д’Амбуаз и граф Стенвилль, который держал при дворе открытый стол на 80 человек и, получая 800 тысяч ливров жалованья, умер, оставив после себя миллионные долги. Или дух экстравагантной светской львицы мадам Тальен. А может, все было просто предопределено судьбой. Но, после открытия в 1841 году, заведение ресторатора Луи Вердье стремительно обрело славу самого дорогого и престижного ресторана в столице.
Еще до того, как была построена Эйфелева башня, и символом столицы были ее «гранд-бульвары», шеф-повар «Золотого дома» Казимир Муассон и братья Вердье сумели сделать это место центром культурной и политической жизни столицы, сердцем и «чревом Парижа» (название появилось, благодаря роману Эмиля Золя).

Устройство ресторана «Золотой дом»

Мезон Доре ( Maison Dorée), Пьер Видаль (ок. 1893)Как золотая монета имеет аверс и реверс («орла и решку»), так и ресторан Золотого дома состоял из двух частей. В той, что выходила на Итальянский бульвар мог пообедать каждый парижанин, которого не отпугивали высокие цены на готовящиеся тут блюда. А с другой стороны, вдоль улицы Лаффит, располагались изолированные приватные кабинеты, в которых могли уединиться «сильные мира сего». Самым популярным был кабинет под номером 6, где принцы и графы развлекались с друзьями и «гризеттками», выбирая себе вина из 80 000 бутылок, которые хранились в погребах ресторана.
Известно, что после посещения оперы в ресторан заезжали будущий король Великобритании Эдуард VII, лорд Сеймур и барон Сен-Кри.

Залы ресторана Maison Dorée привлекли представителей творческой богемы.  Среди них были Золя, Пруст, Гоген и Верди. (Мало кто знает, что Джузеппе Верди был гурманом и даже давал советы друзьям, как лучше приготовить вареную ветчину Спала Котта).

Завсегдатаями ресторана считались О. де Бальзак и Дж. Россини. Ходит легенда, что для последнего шеф-повар специально изобрел оригинальный стейк «Турнедо Россини» с фуа-гра и трюфелями. (Само название блюда связывают с фразой “tourner le dos ” (повернуться спиной). Якобы ее говорил повар окружающим, добавляя в блюдо некий секретный ингредиент).

tournedos-rossini
Стейк турнедо Россини

Не только сами писатели того времени посещали ресторан в Золотом доме. Их знаменитые литературные персонажи тоже захаживали туда. Такими примерами могут служить сквозной персонаж «Человеческой комедии» Одноре де Бальзака — Люсьен де Рюбампре или персонаж Марселя Пруста – Суонн, которые заглядывали в «золотые залы».

*****

История этого парижского ресторана неразрывно связана с импрессионистским движением. Здесь, в Золотом доме, прошла первая выставка на которой экспонировались шедевры стиля Art Nouveau. Здесь же состоялась восьмая и последняя выставка клуба импрессионистов, в которой приняли участие Эдгар Дега, Поль Гоген, Жорж Сера, Поль Синьяк, Камиль и Люсьен Писарро.

«Потрясение», которое вызвала выставка импрессионистов у критиков и коллег по кисти, хорошо передают воспоминания одного из ее участников — художника Поля Синьяка. Он писал, что в день открытия выставки, один из друзей Мане «непрерывно носился взад и вперёд между «Мезон Доре» и соседним кафе Тортони, вербуя своих приятелей, потягивающих пиво на знаменитой террасе; он тащил их взглянуть на «жуткую» картину Сёра, и чтобы показать, до чего дошёл Дега, приветствуя подобные ужасы. В смятении он бросал деньги на турникет, даже не ожидая сдачи, так спешил привести завербованные им силы«.

Немногие современники признавали исключительную оригинальность выставленных картин. И, когда, например, бельгийский поэт Верхарн с восторгом говорил о них, большинство критиков хохотали и осыпали его насмешками…
*****

На других этажах Золотого дома тоже располагались  «памятные» организации. К примеру, офисы русско-польских банкиров — братьев Александра, Тадеуша и Альфреда Натансон. В конце XIX века по вечерам офисы превращались в популярные салоны, где встречались художники Анри де Тулуз-Лотрек, Феликс Валлотон, Морис Дени, скульптор Аристид Майоль, писатели Октав Мирбо, Андре Жид и Марсель Пруст.

«Иллюстрированный мир», 1892

Десятилетиями в здании Золотого дома располагались редакции нескольких парижских газет, руководство которых было так или иначе связано с литературой. С 1848 по 1851 год здесь находилась политическая газета L’Evènement, главным редактором которой являлся писатель, драматург и публицист Франсуа-Поль Мерис. (Он был верным другом и единомышленником В. Гюго, и в 1851 году даже подвергался тюремному заключению за напечатанную им статью Гюго против смертной казни).

В 1853 году сюда переехала редакция газеты «Мушкетер» (Le Mousquetaire), основанная классиком французской литературы Александром Дюма. Первоначальный тираж газеты Дюма составлял 10000 экземпляров. В письмах Дюма сохранились его восторженные записи: «с момента создания Мушкетера, за свои статьи я заработал 200 000 франков… При таких условиях мне не нужны ни деньги, ни директор. Мушкетер — это золотое дело, и я хочу использовать его в одиночку».
Но уже через три года Дюма разочаровывается в издательской деятельности, передает управление французскому романисту Ксавье де Монтепену, а 1 февраля 1857 года, со словами «игра не стоит свеч», расторгает контракт с Буле.
Большой любитель вкусно поесть не случайно перебрался «поближе к кухне». Писатель не только подарил миру такие выдающиеся приключенческие романы, как “Три мушкетера”, “Граф Монте-Кристо”, “Королева Марго», но еще и величайший кулинарный труд “Большой кулинарный словарь”.

На первом этаже Золотого дома располагалась еще одна редакция – журнала «Париж». В анонсе о нем заявлялось так: «Это первая, с момента основания мира, литературная ежедневная газета». Правда, пробыла она здесь несколько месяцев…

Эпилог истории Золотого дома

После того, как в 1902 году великолепный ресторан закрылся, в здании сначала разместилось несколько магазинов, затем тут было открыто почтовое отделение, а после проведенной в 1974-1976 годах реконструкции, Золотой дом был занят офисами международного отдела, казначейства и валютной биржи крупнейшего французского банка BNP Paribas. Не правда ли символично для здания, изначально связанного с роскошью и богатством?.

Кстати, «банковский» архитектурный проект сохранил не только стиль неоренессанса , но и «двуличия» Золотого дома. «Глухой» каменный фасад с его великолепными украшениями был сохранен. Оконные арки  на фасаде густо затонировали. Зато вторую часть здания, где когда-то был вход для посетителей ресторана попроще, полностью остеклили, использовав «водопад» алюминиевых рам.

современный фасад французского банка BNP Paribasтыльная торона французского банка BNP Paribas

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × четыре =

25552961
Вверх