ХЛЕБ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

хлеб дали 580 х 340

Сальвадор Дали (1904-1989) однажды сказал: “ Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо ”.  И его желание сбылось.

Даже спустя 25 лет после смерти о Дали продолжают спорить, его творчество изучают и обсуждают, а количеству последователей и подражателей нет числа. Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Наверное, с этим связано его особое отношение к еде. О жителях Каталонии —  пограничной области между Францией и Испанией —  бытует поговорка, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть.  Недаром Дали говорил, что «всё красивое должно быть съедобно».  Фетишем Дали, его личным брендом на протяжении всего творчества был хлеб.

корзина с хлебом Дали 700 х 684Одна из первых известных работ художника “Корзина с хлебом” была написана в 1926 году, когда Сальвадору было 22 года. Глядя на классический натюрморт, напоминающий работы старых мастеров голландской школы, трудно представить дальнейший  путь художника. Зато не вызывает недоумения высказывание Дали о том, что его любимым живописцем  был Ян Вермеер.

Кусок хлеба. Я изобрел колумбово яйцо: хлеб Сальвадора Дали. В то же время я раскрыл тайну хлеба — он может остаться несъеденным. Насущную вещь, символ питания и святого бытия, я превращу в бесполезную, эстетическую. Я сотворю из хлеба предмет сюрреализма. <…> Хлеб Дали предназначен не для помощи многодетным семьям. Мой хлеб был сугубо антигуманным. Он символизировал месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Это хлеб станет аристократичным, эстетическим, параноидальным, софистским, иезуитским, феноменальным и ошеломительным. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим (1942).

реконструкция Ретроспективный бюст женщины Дали 600 х 640В 1933 году  для сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж) Дали создал скульптуру Ретроспективный бюст женщины – бриколаж фарфорового бюста женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую водружена бронзовая чернильница — репродукция картины “Анжелюс” Жана-Франсуа Милле. Вокруг шеи обмотана полоска бумаги с танцующим мальчиком для барабана зоотропа, на  лице кишат муравьи как символ тления, на плечах початки кукурузы – пародия на современную парижскую моду. Эпатажный бюст просуществовал недолго. Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Пес, в блаженном неведении о художественной ценности работы, обошелся со скульптурой крайне не почтительно – он попросту сожрал батон, водруженный на бюст.

Сейчас в Фигерасе в театре-музее Сальвадора Дали выставлена реконструкция этой скульптуры.

Удлиненная и тонкая форма хлебного батона для Дали — однозначно фаллическая. В 1932 году были написаны две провокационно-фрейдистские “хлебные картины” – “Антропоморфный хлеб” и “Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба”, нарочито выполненные в палитре Старых голландских мастеров.

Dali Anthropomorphic Bread 800 х 574

Дали Французский батон с двумя яйцами на блюде 600 х 427

 

На картинах Дали можно увидеть эрегированный хлеб, бессильный хлеб, хлеб в любовном томлении, хлеб ласкающий женщину и даже хлеб-невидимку. Он стал  “торговой маркой” художника наряду со знаменитыми усами.

«Хлеб всегда был одним из самых старых субъектов фетишизма и навязчивой идеей в моих работах, первый и единственный , которому я  более всего верен
- напишет он в 1945 году в каталоге выставки в нью-йорской Bignou Galeria.

В 50-е годы начинается новый этап творчества художника  — Дали становится мистиком. Одна из самых значительных работ этого периода “Мадонна Порт-Льигата”(1951), образцом для которой послужила алтарная Дали Мадонна Порт-Льигата фрагмент 667 х 851картина Пьеро делла Франческа “Мадонна с младенцем и святыми” (1472).

С одной стороны она знаменует обращение Дали к католицизму, с другой —  увлечение молекулярной и квантовой физикой, начавшееся после взрыва атомной бомбы. Характерными особенностями этого периода становятся парящие предметы, застывшие в хрупком “атомном равновесии”. Центр картины “Мадонна Порт-Льигата” – парящий ломоть сакрального хлеба, представляющий тело Христа. Именно хлеб является центром мироздания, источником духовной силы, дарителем света.

Постепенно хлеб как универсальный символ исчезает из живописи Дали, но возрождается в различных инсталляциях, конструкциях, объектах поп-арта и фотографиях. Пожалуй, самой причудливой была идея создания хлебной мебели. В 1969 году Дали познакомился с известным французским булочником и предпринимателем Lionel Poilâne. С этого времени пекарня Poilâne стала готовить для художника различные арт-объекты и скульптуры из хлеба, а в 1971 году Дали заказал целую хлебную спальню.

хлебная люстра 480 х 640

poilane_chairs хлебная мебель 600 х 460

Свою экстравагантную просьбу художник объяснил так: хочу проверить, нет ли в доме мышей. Тем не менее, заказ был выполнен. В память об этом событии  пекарня Poilâne, которой владеет уже третье поколении семьи, периодически готовит из фирменных буханок и багетов стулья и люстру, как для Дали. Хрупкие арт-объекты приходится менять каждые 7-8 лет, поскольку хлеб крошится и приходит в негодность.

В 1974 году был открыт театр-музей Сальвадора Дали, выполненный по проекту самого художника, который назвали крупнейшим сюрреалистическим объектом в мире.  На территории музея можно увидеть скульптуры со знаменитыми шляпами-батонами.

фигура с хлебом музей Дали 600 х 591

стена театра-музея Дали 700 х 525

 

Но более всего впечатляет орнамент стен самого здания – сотни аккуратно распределенных керамических буханок каталонского хлеба, традиционно выпекаемых в виде шляпы матадора. Башня Галатея, присоединенная к театру позднее, стала последней резиденцией художника.   Здесь же он и был погребен со всеми почестями 25 января 1989 года.

И в завершении темы – инсталляция из эко-музея хлеба в Каталонии, вдохновленная работами Сальвадора Дали.

эко-музей хлеба Каталония 712 х 526

Кстати, может быть именно фантазии Сальвадора Дали оказались источником вдохновения для Тима Бирбаума (Tim Bierbaum) и Джона Миллера (John Miller) – участников скетч-группы Serious Lunch, — которые в конце 2012 года выдвинули идею фотопроекта под названием Baguette-me-nots или, как его окрестили -«багетинга«, заключавшуюся в замене длинным французским хлебом (багет) любых бытовых предметов, а сделанные фото выложить в сети на всеобщее обозрение (статья о популярном сетевом меме под названием «багетинг»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 + семь =

25552961
Вверх