Провокационная эротическая мелодрама режиссёра Бигаса Луны под названием «Jamón, jamón» вышла на экраны кинотеатров Испании в сентябре 1992-го. Фильм оказался одним из самых «экспортируемых» в истории испанского кино. Уже за два последующих года, премьеры фильма прошли в большинстве стран мира, включая Австралию, Японию и даже Южную Корею. На Венецианском кинофестивале за режиссуру этого фильма Бигас Луна был награждён «Серебряным Львом», а в 1993 году кинокартина номинировалась ещё на семь наград, из которых выиграла четыре. Но наш отечественный кинопрокат демонстрировать картину не решился. И на то было несколько причин…
АВТОРА, АВТОРА…
Начать следует с репутации автора.
Хуа́н Хосе́ Би́гас Лу́на (исп. Juan José Bigas Luna; 1946 — 2013) — испанский кинорежиссёр, сценарист, художник. Начинал в 1960-х годах как дизайнер, близкий концептуальному искусству. Во всем мире были широко известны его авангардные образцы промышленного дизайна и предметов мебели, ряд его произведений выставлялся в Музее Дали в Фигерасе. С середины 1970-х годов Луна начал снимать короткометражные ленты. Его ранние фильмы «Бильбао» (Bilbao, 1977), «Пудель» (Caniche, 1978) были насыщены эпатажной и вульгарной эротикой. И хотя режиссер пробовал себя в жанре детектива, например «Лола» (Lola, 1985), и фильма ужасов, например «Страх» (Angustia, 1986), но в очередной ленте «Возрасты Лулу» (Las Edades De Lulu, 1990) все равно вернулся к эротизму, верно угадав спрос на международном кинорынке.
В дальнейшем, Бигас Луна разрабатывал направление провокационно-китчевого эротизма, сочетая его с эстетством. Так появились его фильмы «Золотые яйца» (Huevos de oro, 1993) и «Титька и луна» (La teta y la luna, 1994), которые вместе с предыдущим фильмом «Jamon, jamon» (1992), критики назвали «Иберийской трилогией».
Кстати, о названиях. Бигас Луна всегда тяготел к броским и «сальным» названиям. Хотя в американском прокате фильм «Jamon, jamon» вышел под названием «История о ветчине и страсти» (A Tale of Ham and Passion), более приближенными к оригиналу являются названия: «Окорока, окорока», «Окорока и ляжки», «Любовь, секс и ветчина». У нас прижилось наименование «Ветчина, ветчина», чего явно не одобрили бы истинные испанцы: сравнение обожаемого ими продукта с ветчиной они сочли бы оскорблением.
Впрочем, однозначного перевода у испанского оригинала не может быть априори. Испанское слово jamón означает «свиной окорок», но вместе с тем, используется и для обозначения понятия «сексуальная женщина».
Любопытно, что название фильма пародирует детскую словесную игру. При скороговорке слова «jamón, jamón, jamón…» (ветчина, ветчина, ветчина…) оно скоро начинает звучать (из-за смещения слогов), как — «monja, monja, monja…» (монахиня, монахиня, монахиня…).
СЮЖЕТ ФИЛЬМА
Излагаем две версии сюжета. Полное описание выглядит латиноамериканским телесериалом, в котором запоминать имена бесполезно, а вдумываться в коллизии сюжета опасно: можно повредить мозг. Впрочем, первые телесериалы в СССР конца 70-тых, вроде бразильской «Рабыни Изауры» и мексиканской мыльной оперы «Богатые тоже плачут», у советских домохозяек, не привыкших к таким буйным страстям и пейзажам, пользовались огромным успехом.
Итак, — Сильвия (Penélope Cruz) любит Хосе Луиса и ждёт от него ребёнка. Хосе Луис любит Сильвию и хочет на ней жениться, но попутно ходит в бар к её матери, которая там развлекает его стриптизом (как минимум). Хуан Диего — отец Хосе Луиса — не любит свою стервозную жену Кончиту, недолюбливает своего сына-рохлю и испытывает отеческие чувства к Сильвии. Кончита (Stefania Sandrelli), в свою очередь, любит своего сына, не любит Хуана Диего, но ещё больше не любит Сильвию. Поэтому она нанимает «жеребца» Рауля чтобы расстроить грядущую свадьбу Сильвии и Хосе Луиса. Соблазнитель Рауль (Javier Bardem), которого наняла Кончита, любит Сильвию, любит хамон с чесноком, корриду, а еще походя заниматься сексом с Кончитой…
Если вам кажется, что мы глумимся, то это совсем не так. Это и есть сюжетные дебри 90-минутного фильма 🙂
Для людей с менее темпераментным характером даем лайт-версию: история о том, как мать пыталась разлучить своего сына с его девушкой, и что из этого вышло.
ЭСТЕТИКА МЯСНОЙ ЛАВКИ
Испанские картины начала XXI века наполнены сильными чувствами, зашкаливающими эмоциями, эротикой, кровью, необычными сюжетами. Кажется все то, что когда-то сдерживалось цензурой Франко, выплеснулось на экран. Вероятно, причиной тому не только долгие запреты, которые все же были сняты после смерти диктатора в 1975 году, но прежде всего необузданный испанский национальный характер.
В своей провокативной манере Бигас Луна наполнил фильм физиологическими манифестациями, метафорами о еде и сексе, фаллическими символами. Он, как опытный канатоходец балансирует на грани между драмой и брутальной маскулинной комедией, в которой доминируют исключительно «мужские ценности».
Хотя в персонажах угадываются шаблонные образы мелодрам, но события изображены с нарочитым гротеском: если секс – то либо под огромной инсталляцией быка, либо под крики «Член! Член!» попугая в забегаловке. Если мясо – то с вожделением. Если страстные поцелуи – то с запахом чеснока.
Эксцентричный режиссер делает фильм, своего рода гимнастикой для ума, упражнением в остроумии. Использует перевертыши латиноамериканских штампов, в то же время, сдирая шелуху цивилизации и обнажая естество персонажей.
Эротическая сцена, когда Хосе-Луис задирает блузку Сильвии и начинает лизать её соски, сопровождается таким диалогом:
Сильвия: Ну и как тебе на вкус мои груди? (How come you like eating my tits?)
Хосе-Луис: Их вкус мне нравится (I like the way they taste)
С.: И какие же они на вкус? (What do they taste like?)
Х-Л.: Не знаю. Никакие. Одна, как омлет, а вторая как ветчина (I don’t know. Nothing. That’s be asking too much: one tasting like an omelette the other like ham)
В оригинальном аудиотреке фильма использовались названия повседневных испанских блюд «tortilla» (испанский омлет) и «Jamón serrano» соответственно.
В абсурдном с виду диалоге скрывается код, понятный лишь испанцу. Ведь испанский омлет — самое распространенное блюдо в Испании. Его готовят из жаренного с луком картофеля, который заливают взбитыми яйцами. Хамон serrano – такая же неотъемлемая часть испанской кухни. Кушают его испанцы ежедневно и круглогодично. Все части хамона идут в дело. На завтрак с поджаренным тостом, сдобренным оливковым маслом и чесноком, на обед в качестве подливки с кусочками хамона.
Мелодрама «Ветчина, ветчина» — настоящая гремучая смесь кича, эротики и национальной экзотики, которая, в конце концов, должна была взорваться. Вряд ли еще где-то вам придется увидеть такой финальный поединок любовников, навеянный картиной Гойи «Дуэль на дубинках».
ЗВЕЗДНОЕ ДОСЬЕ
Кинолента «Ветчина, ветчина» стала значительной вехой не только в карьере режиссера Бигаса Луны. Для юной Пенелопы Крус, которой на тот момент было лишь 17 лет, участие в этом фильме стало первой ступенькой на кинематографический пьедестал.
Оставив многолетние занятия танцами, эта девочка-непоседа в 15 лет решила связать свою жизнь с телевидением и кино. Обойдя сотни конкурентов на кастинге, она становится ведущей ток-шоу для подростков, а в 1991 году дебютирует в фильме «Греческий лабиринт».
Опытный взгляд Бигаса Луны подметил природную сексуальность актрисы и в 1992 году он пригласил юную Пенелопу на одну из главных ролей в свой фильм «Ветчина, ветчина». Это событие стало ее звездным часом.
Сильвия в исполнении Пенелопы Крус — живая, экспрессивная, невинная девушка. Камера смотрит на ее тело с нескрываемым сексуальным аппетитом. Но в то же время и взглядом художника, безошибочно определяющим гармонию. Хрупкая фигурка с легкими движениями, органично вписывается в коричнево-красный испанский пейзаж.
Кинокритики по достоинству оценили фильм, особо отмечая игру юной Крус. Они характеризовали ее как «очаровательную». А легендарная итальянская актриса Стефания Сандрелли, которая сама снималась в эротических сценах у Бигаса Луны, Бертолуччи и Тинто Брасса, говорила про юную коллегу:
«Пенелопе было всего 17 — как мне, когда я снималась в «Соблазненной и покинутой» Пьетро Джерми. Как и моя героиня, в этой картине она была похожа на прекрасный цветок среди монстров. Вы говорите, что Пенелопа чем-то похожа на меня в молодости? Пожалуй! Она такая же чувственная и грациозная!».
Восторженно отзывался о ней и Педро Альмодовар, будущий «крестный отец» Пенелопы в большом кинематографе, сделавший ее одной из своих прекрасных муз.
Регулярная, если не сказать избыточная эксплуатация секса (почти как у Тинто Брасса), склонность к перверсивной порочности (совсем как у Марко Феррери), не раз давали повод сравнивать Луну с Альмодоваром. Они пришли в большое кино почти одновременно, но Педро куда быстрее добился международного признания, которого Бигас Луна достиг только в 1990-е годы. Конкуренция этих двух эксцентричных басков на «одной территории» иногда проявляется даже визуально. В фильме Альмодовара «За что мне это?» — главная героиня, в конце концов, убивает своего мужа, с размаху ударив его хамоном. Вернее, огромной обглоданной костью от окорока. В описываемом фильме Луны, орудием убийства тоже оказывается увесистый хамон, используемый, как дубина…
Партнером Пенелопы по съемочной площадке оказался Хавьер Бардем — сын известной актрисы Пилар Бардем и племянник классика национального кинематографа, режиссера Хуано Антонио Бардема (это почти то же самое, что в Америке Николасу Кейджу быть племянником Копполы).
Перед тем, как пойти в актеры, импульсивный Хавьер перепробовал уйму занятий: был членом испанской сборной по регби, вышибалой (отсюда сломанный нос), занимался живописью в Школе искусств и ремёсел в Испании, и даже выступал в мужском стриптизе.
Если к началу съемок фильма поклонниками юной теледивы Пе ( так зовут ее друзья) были исключительно тинэйджеры, то Хавьер уже был своего рода секс-символом. В 1990 году он снялся в картине Луны «Возрасты Лулу» — весьма напряженном, эротическом (на грани порнографии) триллере.
Хавьер был взрослее юной партнерши и больше посматривал на ассистентку режиссера — 20-летнюю девушку по имени Кристина Палес.
Вначале та относилась к Бардему с презрением: «Все его киноперсонажи были слишком уж развратными. Но когда я обнаружила, что он очень застенчив и обожает сонеты Шекспира, я была в шоке».
В жизни Хавьер и на самом деле оказался порядочным, скромным и отзывчивым. Их взаимоотношения с Палес растянулись на 15 лет.
На протяжении всех этих лет длилась дружба меду партнерами по съемочной площадке: жгучей испанской брюнеткой и харизматичным мачо. Они часто снимались у одних режиссеров. И, в конце концов, судьба свела их воедино: свадьба Пенелопы Крус и Хавьера Бардема состоялось в июле 2010 года. Бардем оказался внимательным мужем и заботливым отцом для их двух детей.
В фильме же Хавьер Бардем, напротив, на грани пародии эксплуатировал актерский имидж испанского мачо: брутального, лоснящегося от пота и похоти — своего рода альтернативу «гламурному мачо» в исполнении Антонио Бандераса.
Этот образ оказался очень востребован испанским кино 90-х, с подростковым энтузиазмом развивавшим тему сексуальности. Буквально на следующий год, Бигас Луна предложил Бардему главную роль в эротической трагикомедии «Золотые яйца». Позже актеру с большим трудом пришлось избавляться от клейма мачо. На сегодняшний момент Хавьер получил всемирное признание как драматический актер. Он снялся более, чем в тридцати фильмах и получил за это время десятки национальных и международных кино-премий.
Нельзя не рассказать еще об одном участнике этого фильма. Им является свиной окорок-хамон, визитная карточка гастрономии Испании. Этот испанский деликатес считается национальным достоянием. Когда то испанцы придумали способ сыровялить свиные окороки, без специй, используя только соль и погодные условия. Существует два самых знаменитых вида хамона это — хамон «Serrano»(серрано) и хамон «Iberico»(иберико). Отличаются они друг от друга методом вяления, породой хрюшек и способом их кормления. Люксовым, конечно, считается хамон Иберико. Потому, что там хрюшки особой черной масти, которых разводят только в определённых местностях и кормят их исключительно желудями. А хамон Серрано соответственно занимает вторую позицию… (но по оценкам любителей— продукт не менее вкусный).
В начале окорока сушат от 6 до 36 месяцев. Сушка обычно начинается зимой или ранней весной в больших и высоких амбарах в подвешенном состоянии. Затем осенью хамон перемещают на более низкие этажи помещений на 9-12 месяцев, в течение этого времени идёт процесс вяления, именно в этот период мясо и приобретает характерную структуру, аромат и вкус.
В Испании существую специальные магазины по его продаже — «Хамонерии».
Бирка с маркировкой имеется на каждом хамоне. И подобно тому, как на винной этикетке указаны местность, виноградник, год сбора винограда, на бирке хамона содержатся сведения о провинции, пастбище, а также указаны номер свиньи, вес ноги до засола, дата начала процесса засолки, сроки закладки в камеры, длительность выдержки.
В Испании даже имеется Музей хамона. Он интересен не только для изысканных гурманов – его посетителями являются местные жители Мадрида.
Музей Хамона в Мадриде был основан в 1978 году братьями Луисом и Франсиско Муноьс Эрас. Первый из пяти ныне существующих музеев, был открыт на Пасео дель Прадо в непосредственной близости со знаменитым музеем Прадо.
Изначально музей Хамона в Мадриде не был тем местом, где пылятся экспонаты под стеклом или на витрине. Его можно сравнить, скорее с тематической лавкой, где продаются сотни видов хамона со всех уголков Испании. Однако классическим магазином это место назвать тоже трудно. Ни в какой другой лавке не найдется такого огромного выбора различных видов хамона, про особенности которых вам поведают местные работники. В музее Хамона можно продегустировать продукты в спокойной обстановке и даже пообедать или поужинать.
Хамон всегда находится в подвешенном состоянии, а для его нарезки используется специальная подставка, которая называется «jamonera» (хамонера) и специальный длинный и очень острый нож.
Нарезать хамон это целое искусство! В Испании даже проводят конкурсы на лучшего нарезчика хамона, где участвую не только испанцы. А в Барселоне часто встречаются объявления: «Профессиональный нарезчик «кортадор» хамона дает уроки».
Когда в Испании наступают рождественские праздники, в маркетах можно увидеть необычные ёлки из хамона. И по традиции, на рождество принято дарить такой окорок, козий или овечий сыры и пару бутылочек красного вина.
Хамон самодостаточный продукт. Его можно есть без ничего. Но он так же хорошо сочетается с вином, пивом, оливками, сладкими помидорами, яйцами, жареными грибами, огурцом, поджаренным хлебом. И не только. Его используют для закусок с инжиром, хурмой, авокадо и апельсином.
Ниже приводим простой рецепт закуски, которую готовили в фильме «Ветчина, ветчина».
ЗАКУСКА ИЗ ИНЖИРА С ХАМОНОМ
- 4 больших инжира
- 75 г козьего сыра (мягкого, типа буш де шевр)
- 4 ломтика хамона
- жидкий мед
- свежий тимьян
- свежемолотый черный перец
Инжир промойте, протрите насухо и сделайте надрезы, как бы разрезая его на четвертинки, раскройте. В середину каждого инжира положите по ломтику сыра, хамона, полейте медом и подавайте, посыпав тимьяном и черным перцем.