Казалось бы, нет жанра более далекого от кулинарии, чем балет. Тем не менее, в богатой истории балетного театра можно найти спектакли, где нашла отражение кулинарно-десертная тема. Что не удивительно – ведь воздушные танцевальные «па», исполняемые балеринами, как нельзя лучше ассоциируются с легким пирожным-безе, а балетные белоснежные пачки — со взбитыми сливками.
Балет-феерия П. И. Чайковского “Щелкунчик” тесно связан с Рождеством и Новым годом, с двумя праздниками, которые традиционно отмечают все жители нашей планеты, собираясь за семейным праздничным столом. Не случайно весь второй акт этого сказочного балета посвящен волшебному царству еды, и в частности, десертам. Его действие проходит в чудесном “Городе Сладостей” Конфитюренбурге, где Фея Драже устраивает пышный бал в честь главных героев – Маши и Щелкунчика. Хореографическая постановка бала очаровывает зрителей ярким дивертисментом танцевальных номеров, среди которых испанский танец “Шоколад”, арабский танец “Кофе”, китайский танец “Чай”, русский трепак “Карамельная трость” и танец сахарных пастушков “Датский марципан”. Кульминацией дивертисмента становится пышный “Вальс цветов”. Интересно, что балетмейстер Давид Лишин в постановке 1958 года трактовал этот вальс как танец роз на вершине Рождественского торта.
Балет “Щелкунчик” – вероятно самое знаменитое произведение в творческом наследии П. И. Чайковского. Только в США идет порядка 150 его вариантов. Неудивительно, что на волне популярности этого балета, американка Линда Хаймс – профессиональная танцовщица и шеф-повар – издала в 2004 году кулинарную книгу «The Nutcracker Sweet». В нее вошли 60 рецептов десертов, вдохновленных любимым балетом. Среди них – шоколадное фондю, марципановый пудинг, миндальный торт, апельсиновая панна-котта, тирамису и многое другое.
Еще один “кулинарный” балет — “Шлагобер” (Взбитые сливки), созданный Рихардом Штраусом под несомненным влиянием “Щелкунчика”. Сам автор называл его «веселым венским балетом«, где нашли отражение жизнерадостность самого композитора и его любовь к комедийному в искусстве.
В “Шлагобере” рассказана причудливая история о мальчике-сладкоежке, который объелся в кондитерской взбитыми сливками. Заболев, он видит перед собой ожившие сладости и напитки. В его горячечном воображении беспечно веселятся на кухне кондитерской романтическая принцесса Чайный Цветок с Доном-Цукером, принцем Какао и принцем Кофе. Марианна Шартрез флиртует со своими поклонниками “духами ликера”. Королева кондитерского бала – кокетливая принцесса Пралине.
Двухактный балет впервые был поставлен в Венской опере в 1924 году по случаю 60-летия композитора, и его постановка обошлась в целое состояние. Несмотря на все затраченные усилия “Шлагобер” прошел в Венской опере всего несколько раз и с треском провалился. Критики назвали его чересчур легкомысленным и излишне дорогим.
Второе рождение балет получил благодаря хореографу Алексею Ратманскому, поставившему “Взбитые сливки” для труппы “Американский театр балета” в 2017 году.
Его версия “Взбитых сливок” стала причудливой смесью сюрреалистической фантазии и традиционного балета. Декорации и костюмы к балетной фантасмагории создал популярный американский художник Марк Райден, которого называют королем поп-сюрреализма. Балетный спектакль стал одним из самых зрелищных в репертуаре театра, а его постановка обошлась в три миллиона долларов.
Еще одна балетная сказка с необычными персонажами – балет “Чиполлино” на музыку Карэна Хачатуряна. Он по праву считается одним из лучших современных балетов для детей. Веселое балетное представление рассказывает о приключениях мальчика-луковки и революции овощей в сказочной стране. Действующими лицами являются разнообразные овощи и фрукты — принц Лимон, синьор Помидор, граф Вишенка, скрипач Груша, старик Тыква и многие другие. Чиполлино и его подруга Редисочка выступают против несправедливого правления принца Лимона и вместе с друзьями одерживают победу.
Овощи, фрукты, а также домашние животные становятся персонажами не только балетных сказок. В необычном танцевальном проекте «Farm to Ballet» объединились такие, казалось бы, несовместимые понятия сельское хозяйство и балет.
Балетная танцевальная группа из Вермонта вот уже несколько лет подряд гастролирует по фермам с неординарной программой. Используя классическую хореографию и музыку, а также изрядную долю юмора, они посредством танца рассказывают о главных сельскохозяйственных культурах штата и их производстве. Свои оригинальные представления, которые пользуются неизменным успехом, танцоры дают прямо под открытым небом.
Имена выдающихся балерин можно найти не только в истории балета, но и в истории кулинарии. Так, знаменитый английский шеф-повар и кондитер XIX века Алексис Сойер, которого называли «богом плиты», в честь своей возлюбленной танцовщицы Фанни Черрито создал кулинарный шедевр — литой десерт, увенчанный миниатюрным изображением самой балерины. Свое творение влюбленный кулинар назвал «Султанша-сильфида, Дочь Грозы». Ей были посвящены еще два десерта Сойера — пирожное а-ля Черрито и «Бомбы а-ля Черрито. Виртуозно исполненные десерты вызывали восхищение современников, но достоянием кулинарных книг так и не стали.
А вот имя гениальной балерины Анны Павловой вошло не только в историю мирового балета, но и в поваренные книги. В ее честь был назван легкий и воздушный торт-безе со свежими фруктами, впоследствии ставший неимоверно популярным. Историю его происхождения и рецепт можно посмотреть в статье на сайте.
В наше время традицию “балетных” десертов продолжает шеф-повар московского ресторана «Le Restaurant» Жереми Урюти. В 2018 году он добавил в меню три десерта, посвященных французским балеринам – танцовщицам XVIII века Мари Камарго и Мари Салле и величайшей балерине двадцатого века Иветт Шовире.
В завершении темы предлагаем вам глянуть на кулинарно-танцевальную сцену из музыкального фильма “Хрустальный башмачок” (1955), созданного по мотивам сказки “Золушка” Шарля Перро. Главную роль в нем исполнила французская танцовщица и актриса Лесли Карон.