Гламур, как известно, — феномен, связанный с культурой массового потребления, модой и шоу-бизнесом. В истории он прочно ассоциируется с периодом расцвета голливудской «фабрики грёз». При этом основой гламура была и остается эротика женского тела. Не зря, в переводе с английского, гламур – это «очарование», «шарм», «привлекательность». Многие современные художники и фотографы развивают этот удачный старт-ап середины XX века, используя достижения современной техники. Одним из них является российский фотограф Андрей Разумовский, заработавший себе имя во всемирной сети под брендом raZOOMa.net.
Судьба Андрея Розумовского полна неожиданных поворотов, но имеет закономерный итог. Сложно даже себе представить одного из самых «продвинутых» российских мастеров цифровой фотографии тем мальчиком, который обучался фотоделу в школьном кружке, в эпоху допотопных фотоувеличителей и глянцевателей, ванночек с фиксажем и веревочек, на которых сушились фотографии, прихваченные бельевыми прищепками.
Не менее трудно представить его кавээнщиком с пятилетним стажем, умелым портным, а еще, — участником боевых действий, майором медицинской службы в воздушно-десантных войсках. Но это этапы его сложного пути.
При этом, факт остается фактом: на сегодня Андрей Разумовский (Andrey Razoomovsky) — модный и успешный фотохудожник в гламурном мире «глянцевого искусства», использующий современные технологии и коммуникации.
К примеру, Разумовский полностью отказался от персональных выставок, заменив их интернет-ресурсом https://www.razooma.net, откуда его снимки тысячами разлетаются по всему миру. На сайте можно увидеть его фотоработы на разную тематику, причем некоторые из разделов помечены значком +18. Во многом его фотоработы выглядят претенциозно и носят скандальный характер, но креативность и уровень исполнения снимков перекрывают этот фон.
Следует отметить, что Андрей Разумовский, наряду с такими известными фотоманипуляторами, как Кристоф Жильбер или Билл Кэхилл, тоже начинавшими своё творчество в 80-х, был одним из первых российских фотографов, который начал в своей работе эксперименты с молоком. В серии своих фотографий «Молоко», Разумовский выдвинул на первый план «технический шик», которому учит на своих мастер-классах: «Графический редактор – это инструмент, не хуже фотоаппарата, который нужно знать, изучать и еще раз изучать».
Со временем каждый из упомянутых фотохудожников приобрел свою индивидуальную, узнаваемую манеру. Но есть у них и нечто общее: они были фотографами-самоучками и самостоятельно проделали путь от пленочных фотоаппаратов до технологии компьютерной графики, с помощью которой возвели фотографию на новый уровень.
Но не на пьедестал, а как того и требовал коммерческий век, — на подиум. Эра цифровой фотографии позволила создавать для зрителей иллюзию манящего и соблазнительного совершенства.
Конечно, фотографы 30-40-х годов тоже пытались делать идеализированное изображение кинозвезд. В том, что Мэрилин Монро — одна из самых красивых актрис 50-х годов — считалась королевой гламура, не малая заслуга фотографов.
По той же причине, например, мало кто представлял, что американская актриса немого и звукового кино Джоан Кроуфорд, по популярности соперничавшая с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, имела веснушчатое лицо.
Фотопортрет Джоан Кроуфорд, сделанный в 1931 году для фильма «Смеющиеся грешники», ретушер Джеймс Шарп в течение шести часов доводил до «пристойного» вида: сглаживал кожу, удалял пятнышки и убирал морщинки. Шарп использовал примитивный аппарат для ретуши, который подсвечивал и нагревал оригинальный негатив с обратной стороны. Таким образом, эмульсия размягчалась и давала возможность физически исправить недостатки изображения с помощью карандаша. Качество ручной работы ретушера впечатляет – оно весьма похоже на обработку в современном фотошопе.
Но если сороковые и пятидесятые годы вошли в историю как эпоха голливудского гламура, которая прославляла женственность в наивысшем ее проявлении, то последовавшие сексуальная и техническая революции сильно откорректировали концепцию уходящего века.
Коллега Разумовского, бельгиец Кристоф Жильбер (Christophe Gilbert) учился фотографии, работая в начале 1980-х годов ассистентом одного известного автомобильного фотографа. Тогда его завораживала причудливость отражений в стеклах и на лакированной поверхности автомобилей всего, что их окружает. Возможно, в поисках схожих ощущений, он занялся специфическим направлением фотографии, где используются жидкости. Технические достижения цифровой фотографии позволили ему осуществить все свои мечты. Результат его работы потрясающий: жидкость стала пластична, послушно принимает любые формы и оттенки. Но для того, что бы эмоционально оживить техническое совершенство своих трюков с молоком, Кристоф Жильбер многие свои фото-работы стилизовал под пин-ап, гламур или эротику.
(Хочется отметить, что мы приводим примеры тематически уместных для статьи фотографий, а более полно ознакомиться с творчеством этого удивительного автора можно на его сайте https://www.christophegilbert.com/).
Не исключено, что подтолкнуть фотохудожников к выбору молока в виде «нарядов» для моделей могли картины одного из классиков американского жанра пин-ап, Джила Элвгрена (Gil Elvgren):
Достоверно можно сказать, что польский фотограф Ярослав Вечоркевич (Jaroslav Wieczorkiewicz), брал за образец для своих пин-ап работ картины именно этого художника. В статье «Молочный пин-ап от Ярослава Вечоркевича» описывалась техника изготовления серии его фотографий «Milky Pin-Ups», на которых девушки одеты лишь в молочную пену. Одним наставников в его практических занятиях был Андрей Разумовский, мастер-классы которого Ярослав посещал. У Разумовского он подсмотрел трюк с пищевыми красителями, после чего молоко вместо белого, приобретало красивые яркие цвета.
В исполнении тульского фотографа, ретро-жанр гламура приобрел явные элементы авторского пристрастия к современным технологиям: фотоизображения имеют через-чур сочные цвета и выглядят гипернатуралистичными. Особенно заметна щегольская работа со светом и мастерская обработка в графическом редакторе.
Если в продвинутых компьютерных играх виртуальных персонажей пытаются прорисовать «как живых», то Разумовский, решил поступить ровно наоборот: сексуальные модели на его арт-фотографиях выглядят некими виртуальными женскими образами.
А может быть, это лишь неутолимая жажда к совершенству того, чьё творчество начиналось со снимков советской пластмассовой «мыльницей» «Смена-8М»?)
Выше уже упоминалось о неоднозначности восприятия зрителями фоторабот Разумовского. Многие из них и впрямь, больше напоминали бы не гламур, а сексуальные иллюстрации из мужского журнала «Хастлер» (Hustler), если бы девиц не облегали креативные корсеты и маечки из молока…
Иногда Разумовский позволяет себе делать реплики своих именитых коллег «по цеху», как бы заявляя, что и «мы не лыком шиты».
.
Да это и не удивительно. Разумовский вообще автор с амбициями. Например, он бросил снимать пейзажи, объясняя это тем, что в них сложно проявить свой авторский почерк:
И здесь он не кривит душой. Даже в реальной жизни Разумовский любит смешивать спортивный стиль с классикой, и частенько ходит в белых рубашках с запонками, но в кроссовках. Этот же драйвовый стиль китча ощущается и в его работах.
Можно еще привести много примеров работ разных фотомастеров, но очевидно одно: споры, которые велись на заре использования фотоаппаратов, когда художники обвиняли фотографов в легкомысленности процесса создания картинок, — завершились окончательно.
В кинематографе это стало очевидно с выходом на экраны в 2001 году таких французских фильмов, как «Амели» фантазёра Жан-Пьера Жене или «Видок» Питофа, специалиста по цифровым спецэффектам. Фильмы были сделаны с использованием самых передовых технологий и поражали своим визуальным рядом: сверхэффектные ракурсы, макросъемка, гипертрофированная фактура и цветовая насыщенность кадров, как в рекламных постерах. Примерно тоже за считанные годы произошло в фото-индустрии. А само сочетание обнаженной натуры с молоком стало уже «классикой» гламурных картинок.