Смех так же необходим для существования человечества, как инстинкт самосохранения, секс или еда. Фактически, юмор в жизни человека занимает даже больше места, чем еда или секс. Постоянно сталкиваясь в окружающем мире со смешным, люди научились «добывать» его и всячески воспроизводить в своем творчестве. Зачастую, предметом художественных забав оказывается еда и продукты.
Прежде чем привести некоторые примеры талантливых и забавных произведений из области фуд-арта, следует отметить, что природой юмора издавна занимались известные философы, искусствоведы и ученые. Происхождением этого явления были увлечены Дарвин, Эдиссон, Гегель, Раскин, Бахтин и многие другие. Хотя загадка по сей день остается, но благодаря их исследованиям, стали известны несколько фундаментальных причин, связанных с природой человеческого ума. Выяснилось, что многие произведения изобразительного искусства основаны на зрительных иллюзиях, которые характерны человеческой психике.
Одной из основ видения человеком «несуществующего в реальности», является психологический феномен парейдолии. Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para — рядом, около) и eidolon — изображение. Именно эффект парейдолии заставляет нас видеть (а точнее, воображать) в различных предметах знакомые черты. Когда в 1915 году компания Coca Cola запатентовала знаменитую Contour Bottle, напоминавшую своей формой женское тело, то фигуристая бутылочка вскоре стала ассоциироваться у потребителей Америки с популярным секс-символом того времени — американской актрисой Мэй Вест.
Так же известно, что мозг человека с младенчества «запрограммирован» на распознавание лиц, поэтому особенно часто во всех неясных образах людям видятся лица или человеческие черты. Древнему человеку это помагало выживать. Современный Homo sapiens, оказавшись в иных условиях, сохранил это природное качество ума, правда, оно приобрело гипертрофированную форму: когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие бытовые объекты, неосознанно начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно усматриваются черты живых существ. Забавные сходства, кажется, окружают нас повсюду. Особенно привлекают наше внимание зрительные иллюзии, относящиеся к еде. Например, смешные рожицы в чашке кофе или на ломтике кекса… Ну, а про «очеловечивание» помидор и говорить не стоит…Не отставай, кетчуп…
Еще Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, деревьями и холмами». Этим эффектом активно пользовались и пользуются художники. Одним из старейших мастеров «иллюзии» был итальянскоий живописец эпохи Возрождения Джузе́ппе Арчимбо́льдо. О его творчестве можно прочесть в статье «АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА». Всем известны такие его картины, как «Времена года», где портреты созданы из сезонных овощей и фруктов, или портрет «Библиотекаря» из книг, и прочие. Некоторые его картины можно считать своего рода изошутками-головоломками: с одной стороны, перед нами картина на которой изображена корзинка с фруктами, а если картину перевернуть, то обнаруживается портрет знатного человека.
Британский философ Джон Локк (1632-1704) в трактате «О человеческом разуме» высказал предположение о том, что остроумие – это быстрое и неожиданное соединение идей. На сегодня, конечно, это уже банальность и большинству известно, что «точкой сборки» смеха есть пересечение двух чуждых контекстов, когда они вдруг начинают казаться нам ассоциированными друг с другом. Шопенгауэр подкреплял это своей «Теорией абсурда».
Интернетблоги и соцсети переполнены простейшими компиляциями когда, например, соединяют портреты хозяев и их домашних любимцев, тем самым подчеркивая очевидность забавного сходства.
Даже серьезные с виду ученые, и те забавляются смешными сходствами растительных клеток и простейших организмов с человеческими лицами. Вот как это выглядит под микроскопом.
Среди работ фуд-арт-художников тоже существует градация сложности, связанная с погружением в глубины психики человека. Тед Сабарезе – известный нью-йоркский фотограф, как бы рассуждая над вопросом «действительно ли жизнь зародилась многие миллионы лет назад в море?», создал в 2011 году цикл ироничных фотографий. Забавное сходство едоков и рыб, как говорится «на лицо», хотя сам вопрос остается открытым. Более подробно с проектом Сабарезе можно ознакомиться, прочитав статью “Эволюция Теда Сабарезе”.
Если забавное сходство рыб с портретами людей у Сабарезе выглядит через-чур наглядно, то Брэндон Фогес — автор шутливых диптихов под названием «Двойной пончик» (Donut Doubles) — избегает такой прямолинейнсти. Брэндон совместно с креативным агентством «The Marlin Network» создали серию шуточных фотографий с целью привлечения внимания общественности к ежегодному кулинарному шоу Национальной Ассоциации Ресторанов. Его работы не просто фуд-порно фотографии, а художественный прием, объеденивший творческий креатив с юмором. На фотографиях Фогес создал забавную иллюзию сходства лиц с различными типами пончиков, которые являются для жителей Америки культовой едой.
Благодаря выражению глаз, формы лица и настроению, в сочетании с цветовым фоном и динамическим освещением, образы фотомоделей идентично совпадают с видом кондитерских изделий и создают просто идеальные пары.
Органичней смотрятся разве что неразлучные продукты, которые остроумно продемонстрировал американский фуд-фотограф Кайл Дреир в арт-проекте “Идеальные пары”. На фото он отразил традиционные сочетания напитков и закусок, ставшие кулинарной классикой американской кухни.
В арт-фотосессии художника Джона Хака приняли участие сотни женщин и мужчин разных стран, разных возрастов и профессий. Все они представляют зрителям то, что они едят на завтрак. По сути, проект можно назвать: «Ты — то, что ты ешь». И если присмотреться к фотографиям, то можно тоже усмотреть связь еды и внешности человека.
Десятки других завтраков смотрите на сайте автора https://jonhuck.com/breakfast/index.htm
В статье мы привели всего лишь несколько примеров из миллионов тех занятных сравнений, которые подмечают и креативно воссоздают в своих работах фуд-арт художники. Тем не менее, согласно методу Конан Дойля – «даже по одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана… Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену…». Даже если это звено — всего лишь забавные картинки с едой.
По мнению Роберта Манкоффа, руководителя отдела карикатур в журнале The New Yorker, который давно исследует роль юмора в политике, бизнесе и экономике – «Чувство юмора не только рассказывает нам о том, как понимать окружающий нас мир, но и также говорит кое-что о границах понимания. Оно не может быть абсолютно нормальным и должно отличаться от нормы и использовать прием несочетаемого». Так что, смех над неординарными и остроумными шутками или картинками – гимнастика для ума. Что с успехом демонстрирует американский фотограф Терри Бордер, оставивший мир «скучной» рекламы ради создания креативных и веселых фотографий. Пример его остроумного мышления — фотосравнение кремового десерта с Мерелин Монро (вынесенно в шапку статьи). Другие его неординарные работы смотрите в статье «Визуальные каламбуры».