Берилл Франческа Кук (1927-2008), родилась в Эпсоме, Великобритания. Эта самобытная художница-самоучка была любимицей страны. Ее даже удостоили звания -кавалер Ордена Британской империи. Чопорных англичан она покорила своей мягкой иронией и дерзким юмором. Зачастую, сюжеты ее рисунков отражали житейские перипетии британцев. На полотна ее картин попадали веселящиеся жители города, подгулявшие матросы и туристы, отдыхающие матроны. Художница запечатлевала сценки в магазине, парке, на рынке, в пабе…
Кук никогда не обучалась живописи и была в этой сфере любителем-аматором. Свое первое живописное произведение Берилл Кук создала только в 37 лет, по случаю, воспользовавшись красками сына.
Выйдя замуж за моряка, она поменяла множество профессий и мест жительства. В конце концов, супружеская чета Кук осела в портовом городе Плимуте, где открыла пансионат для актеров. Пара неплохо знала многочисленные увеселительные точки города и с удовольствием проводила там время. А поскольку пансионат заполнялся постояльцами только в летние месяцы, зимой Берилл изнывала от скуки. Очевидно, это и стало причиной того, что она начала рисовать.
Работы Берил Кук можно рассматривать в контексте британских традиций социальных художников-реалистов двадцатого века. Таких как Джеймс Гилрей (1757-1815) — британского художника, более известного, как автора сатирических политических карикатур, большая часть которых была написана им в период с 1792 по 1809 годы. Например, его карикатуры времен войны с революционной Францией. Или английского художника Уи́льяма Хо́гарта (1697— 1764) — иллюстратора, автора сатирических гравюр, открывателя новых жанров в живописи и графике.
Берилл Кук отчасти «унаследовала гены» чувственных и причудливых, эксцентричных (а порой и граничащие со скандальными) идей, которые изображал на своих картинах английский живописец сэр Стенли Спенсер (1891 — 1959). Он производил впечатление деревенского простака, но на самом деле был важным художником XX-го века.
В своем раннем творчестве демонстрировал широкий диапазон живописи: от классической 15-го столетия, относящейся к эпохе Возрождения, до прерафаэлитов и постимпрессионизма.
Постепенно в его палитре начинает наблюдаться парадоксальный синтез французского постимпрессионизма с итальянским реализмом, педантичность деталировки начинает сочетается со свободой формы, а набожность — с нетрадиционным отношением к христианству.
Культурологи сами не могут четко определить границы его стиля. Кто-то относит это школе «магического реализма», другие — к «нео-примитивизму». О дальнем творческом родстве Берилл Кук со Спенсером, можно судить, просмотрев подборку его картин разного периода.
По признаниям самой Берилл, на ее творчество не малое влияние оказал и такой классик английской живописи, как Эдвард Берра (1905-1976) — рисовальщик, известный своими изображениями городского преступного мира (ночных клубов, гей-баров, моряков и проституток), черной культуры Гарлема 30-х годов.
Кук, в отличие от Беррa, не окрашивала сюжеты в мрачные тона, а напротив — ее стиль был полон природного юмора, легкой насмешливой и доброжелательной сатиры, изображающий слабости человеческой натуры и трогательную комичность повседневной жизни.
Ее излюбленными персонажами стали колоритные женщины с чрезвычайно пышными формами, зачастую бальзаковского возраста. При всем этом, в шаржевом исполнении автора явно присутствует позитив, пластика и жизнеутверждающий задор.
Индивидуальный почерк и привел ее к стремительной карьере. Не так много времени прошло с 1975 года, когда местная антикварная лавка в Плимуте выставила несколько ее работ – как они привлекли внимание критиков. Затем последовали персональные выставки в Плимуте, Бристоле и Лондоне, ее творчеству стали посвящать книги, о ней снимали фильмы и телепередачи.
Английские художественные критики заявляли, что —
Английская комическая актриса и певица Виктория Вуд прозвала ее «шуточным Рубенсом».
И хотя основным объектом художницы оставалась жизнь в Плимуте, ее поездки и путешествия расширили тематику ее картин и в новейших работах можно проследить впечатления о ее пребывании в Лондоне, Париже и даже Новом Орлеане. Многие ее работы хранятся в плимутской картинной галерее, картинной галерее Дарема, Бристольском городском музее, в Музее современного искусства Глазго и в частных коллекциях по всему миру. Умерла Берилл Кук в конце мая 2008 года.
Ниже приводим еще несколько задорных и жизнеутверждающих примеров творчества Берилл Кук.
Тем, кому показалось мало добродушного британского юмора — можно посоветовать не менее забавные карикатуры немецкого художника Герхарда Глюка.