«СОН ПОВАРОВ» — ИСПАНСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ СЮРРЕАЛИЗМА

сон поваров-топ
Сюрреализм в немом кино большинство зрителей связывают с эпатажной картиной «Андалузский пес», снятой испанским кинорежиссером Луисом Бунюэлем в 1928 году. При этом мало кто знает, что его соотечественник Сегундо де Шомон на 20 лет опередил своего коллегу. Авторские короткометражки, которые снимал молодой арагонец, представляли собой яркие образцы авангардного сюрреализма. Ограниченные тематикой нашего блога, из сотни созданных им фильмов, мы выбрали один под названием «Сон поваров». Он будет удачным поводом рассказать о выдающейся личности Шомона, который еще на заре немого кино поражал публику постановочными трюками и спецэффектами в своих фильмах.

Премьеры немого кино.

В апреле 1894 года на Бродвее открылся первый «кабинет» (англ. Kinetoscope Parlor) с десятью т.н. «кинетоскопами» — первыми киноаппаратами, созданными американским изобретателем Томасом Эдисоном.  Посетители этого кабинета могли через окуляр просматривать короткие киноролики, что конечно больше напоминало не кинопросмотр, а некий визуальный аттракцион. Но уже через год братья Люмьер запатентовали аппарат «Синематограф», который стал результатом усовершенствования «Кинетоскопа». В отличие от своего предшественника, их аппарат позволял проецировать фильмы на экран, делая его доступным для большой аудитории.

В том же году, в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов, состоялся и первый в истории платный киносеанс. На нём демонстрировались 10 немых фильмов продолжительностью около одной минуты каждый, в том числе — первая постановочная кинокомедия «Политый поливальщик». Доход от публичного киносеанса составил всего 35 франков, но на следующий день толпа желающих стать кинозрителями растянулась в огромную очередь. Так немое кино положило начало строительству гигантской «фабрики грез».

Nickelodeons playing Edison Company films

братья люмьер

Грезы наяву и в немом кино

Поэтическое сравнение кинематографа с миром грез и снов появилось в первые же годы его существования. И некоторые режиссеры немого кино использовали метафору напрямую, изображая на экране сновидения. Это позволяло им выстраивать сюжетные конструкции, совершенно немыслимые с точки зрения здравого смысла – действия в них, скорее, подчинялись сюрреалистическим законам подсознания.

По сути, это были первые ростки сюрреализма в кино. Наиболее известным фильмом, воссоздавшим логику и атмосферу кошмарного сновидения, считается фильм «Андалузский пес» (Un chien andalou, 1928) испанского кинорежиссера Луиса Бунюэля. Сценарий фильма был написан им в соавторстве с восходящей звездой сюрреализма — художником Сальвадором Дали.

Провоцируя и шокируя, смешивая сон и реальность, прибегая к авангардным методам съёмки, режиссёр одновременно привлекал зрителей своим видением мира, и отталкивал излишним натурализмом. Чего стоила только сцена, в которой девушке разрезают глаз опасной бритвой. Или кадры, где женщина перекатывает по мостовой отрубленную руку. Нет смысла сравнивать современные фильмы-слэшеры с картиной того времени, но некоторым чувствительным зрителям от жестокости сцен становилось плохо прямо в кинозале. Конечно, ключ к разгадке символов виделся в психоанализе, тем не менее, долгое время картина был запрещена к показу в кинотеатрах.

В схожем ключе Бунюэль снял и второй свой фильм «Золотой век» (1930). Далее режиссёр немного укротил свой нрав, но сюрреализм всегда оставался его основным методом подачи содержания. Всего Бунюэль снял 33 фильма, многие из которых вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Общепринятым стало считать его одним из родоначальников сюрреализма в кино.

К сожалению, тенью этого знаменитого испанского режиссера оказался заслонен его земляк и коллега Сегу́ндо де Шомóн (фр. Segundo de Chomón, 1871-1929). Надеемся, после прочтения этой статьи вас заинтересует эта выдающаяся личность, ставшая неотъемлемой частью истории немого кино и кинематографа в целом. А просмотрев черно-белую короткометражку «Сон поваров» (некоторые кинокритики называют ее «Поваренок») – вы убедитесь, что она предваряет структуру многих последующих фильмов, относящихся к категории сюрреализма, от «Андалузского пса» и до звуковых картин в жанре «легкого хоррора».

Испанский Мельес

Сегундо де Шомон-segundoСегундо де Шомон известен специалистам по кино, как оператор, сценарист и режиссер периода раннего кинематографа. Он был одним из первых постановщиков кинотрюков и создателей невиданных на ту пору спецэффектов в немом кино. Шомон единственный из пионеров кинематографа, который активно работал до появления звукового кино, постоянно осваивая различные технические инновации в течении первых тридцати лет существования кинематографа. Случилось это благодаря то ли счастливому стечению обстоятельств, то ли по велению судьбы.

Сегундо с молодости увлекался механикой и отличался наблюдательностью. Поэтому, вернувшись из армии, любознательный Шомон выбрал себе занятие, сочетающее технический прогресс и творчество – он решил снимать свадьбы и другие семейные торжества по частным заказам. Для этого он сконструировал себе камеру обскура, использовав старый ящик из-под вина. Не смотря на простейший аппарат, Шомон уже тогда пытался экспериментировать с фотографиями. И, возможно, стал бы выдающимся фотографом. Но его настоящая карьера началась с раскрашивания целлулоидных кинолент и составления шрифтов для титров. (К примеру, его изобретение эффекта разбросанных по экрану букв, собирающихся в слово или фразу, живет по сей день). Это произошло благодаря временному переезду в Париж, где он устроился в мастерскую цветной раскраски фильмов, основанную самим Жоржем Мельесом.

Жоржа Мельеса (1861–1938) можно считать родоначальником авангарда во французском кино. В отличие от братьев Люмьер, делавших «живые фотографии», Мельес на съемках немого кино разрабатывал и использовал технические трюки. К их числу относятся такие его изобретения, как стоп-кадр, двойная экспозиция, ускоренная и замедленная съемка. Они позволяли ему снимать настоящие кинофеерии, вроде «Путешествия на Луну», 1902, или «Путешествие через невозможное», 1904.

Путешествие на Луну- фильм Жоржа Мельеса, 1902Мельесу так же принадлежит открытие важнейшего в кинематографе инструмента — монтажа. Снимая довольно развернутые сюжеты с завязкой, развитием и кульминацией, он не мог уложиться в один монтажный кадр, как братья Люмьер, и вынужден был собирать сюжет из нескольких эпизодов. Это и привело Мельеса к использованию последовательного монтажа.

Кроме того, он первым использовал в создании фильмов ассоциативный способ мышления. Так, в фильме «Путешествие на Луну», который был снят с небывалым театральным размахом — колоссальные декорации, костюмы, фронтальные мизансцены — режиссер вводит совершенно инородный документальный кадр (крупный план водной толщи), символизирующий подводное плавание героев, отчасти напоминающее сновидение.

Так же, как и французский экспериментатор, Шомон отличался острым умом, творческим подходом и был фанатом любимого занятия. Он мог справедливо повторить вслед за Мельесом:

Я родился с душой артиста, одарённого ловкостью рук, изворотливостью ума и врождённым актёрским талантом. Я был одновременно и умственным, и физическим работником».

В 1902 году, вернувшись в Барселону, Шомон открыл небольшую мастерскую по раскраске фильмов и за короткий промежуток времени изобрел революционное устройство для раскраски кинопленок, которое заменило кропотливую и дорогостоящую ручную работу покадровой раскраски. Но воспользоваться им в коммерческих целях автор не удосужился – оставил мастерскую и по приглашению перешел на работу в крупную по меркам того времени французскую кинокомпанию «Братья Пате», открывшую свой филиал в Барселоне. А чуть позже, изобретение Шомона с небольшими изменениями было запатентовано одним из владельцев компании — Шарлем Пате под названием «Pathécolor».

Автора изобретения «повысили» до специалиста по трюковым съемкам, а в 1910-ом сделали режиссером-постановщиком. Работая у Пате, Шомон создавал кинофантазии, чем-то напоминающие работы Ж.Мельеса. В своих фильмах Сегундо часто использовал «чёрную магию» — комбинировал приемы перематывания, кэширования, использовал задники из чёрного бархата, «оживающие» предметы. В последствии он даже получил прозвище «испанский Мельес«.

За время работы на компанию Пате талантливый испанец создал около 150 авангардных фильмов.  Сохранившаяся короткометражка «Электрическая гостиница» впервые во всей истории испанского кино стала бестселлером тех лет в Европе и России. Не менее интересна авангардная композиция «Сна поваров«. К тому же, фильмы Шомона предвосхитили и намного опередили искания сюрреалистов, тот же «Андалузский пес» Бунюэля вышел на двадцать лет позже.

В феврале 1912 года Шомона пригласили в фирму «Итала». Инициатором предложения был известный итальянский режиссёр Джованни Пастроне. В Италии Шомон участвовал в создании главных фильмов студии, работая практически во всех жанрах: мелодрама, цветное кино, комические фильмы.
Широту влияния испанского мастера немого кино на последующие поколения кинематографистов отражает их расположение на географической карте — это Россия, разные страны Европы, Америка и даже Япония.

Апологеты испанского гения

Стилистика и техническое новаторство фильма «Сон поваров», как и других, снятых испанским режиссером посредством покадровой анимации, в дальнейшем повлияли на многих его коллег, от российского мультипликатора Гарри Бардина и европейских кинорежиссеров, а со временем распространилось до Америки.
К примеру, можете сравнить работу Шомона с сюрреалистической короткометражкой чешского алхимика кино Яна Шванкмайра под названием «Еда». Как и положено, еда состоит из трех частей — «завтрак, обед и ужин». Но вот что едят у Шванкмайра и как это представлено — это нужно видеть.

Творчество Яна Шванкмайера в свою очередь стало образцом для известных американских режиссёров-аниматоров Стивена и Тимоти Куай (более известных как «братья КУАЙ», англ. Brothers Quay). Братья-близнецы снимают рисованные, кукольные, игровые фильмы с элементами сюрреализма и авангардную stop-motion анимацию. В литературе их привлекают Кафка и Бруно Шульц. А в кинематографе –анимация Валериана Боровчика, Владислава Старевича, но особенно — Яна Шванкмайера, которому они даже посвятили фильм «Кабинет Яна Шванкмайера /The Cabinet of Jan Svankmajer/», (1984).

Вне сомнений, нужно проводить гораздо более глубокий анализ истоков, повлиявших на развитие сюрреалистического кино, но то, что Сегундо де Шомон стоял у истоков этого направления – очевидный факт. Надеемся эта статья хоть как-то восстановит справедливость в отношении незаслуженно забытого испанского гения.

П.С. Еще надеемся, что жалкий копипастер, скрывающийся под ником djuka на форуме торрента «Кинозал ТВ», пополнит этой статьей свою коллекцию украденных у нас до этого. Зря что ли плагиатор состряпал себе из наших статей «блог о кино и кулинарии»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × два =

25552961
Вверх