Самой известной французской художницей эпохи барокко считается Луиза Муайон (1610 – 1696). Во времена доминирования мужчин в мире искусства, Муайон смогла завоевать репутацию одного из лучших мастеров натюрморта. Ее работы пользовались широкой популярностью, а среди ценителей таланта художницы были представители высшей аристократии Франции и Англии. К сожалению, бурные события XVII века наложили трагический отпечаток на ее судьбу.
Луиза Муайон (фр. Louise Moillon) родилась в Париже в 1610 году (некоторые источники указывают 1615 и 1609 годы) в семьи кальвинистов по вероисповеданию и художников по профессии. Отец Луизы Николя Муайон (1555-1619) был известным живописцем, членом Академия Святого Луки и владел престижной художественной галереей; ее мать, Мари Гилберт (1560-1630) была дочерью видного парижского ювелира; ее брат Исаак стал одним из первых членов французской Королевской академии живописи и скульптуры. Возможно, начальное художественное образование будущая художница получила в мастерской своего отца, но Николя Муайон умер, когда Луизе исполнилось всего 10 лет.
В следующем году ее мать вышла замуж за протестанта Франсуа Гарнье – успешного живописца и торговца. Дальнейшую профессиональную подготовку Луиза получила от своего отчима и вскоре превзошла его в мастерстве. Когда мать художницы умерла в 1630 году, опись ее имущества включала 20 картин и набросков Луизы, которая к тому времени уже прославилась как мастер натюрморта.
Большая часть подписанных Луизой Муайон картин датирована 1629 — 1637 годами. Этот период был самым плодотворным в ее творчестве, хотя профессиональная деятельность продолжалась, по крайней мере, до 1674.
Работы художницы отличает утонченная техника с тщательной прорисовкой текстур и истинно французская элегантность композиции. Натюрморты Луизы Муайон написаны под несомненным влиянием фламандской школы, но в то же время она отвергает символику ванитас, присущую натюрмортам северного барокко. Работы Муайон далеки от пуританства, ее знаменитые корзины с фруктами — символ изобилия и процветания.
В то же время простота и гармония ее натюрмортов вытекает из протестантской веры их автора. Натюрморты Луизы Муайон не “мёртвая природа”, а торжество “тихой жизни”.
Луиза Муайон стала одним из первых мастеров натюрморта, в чьих работах появились крупномасштабные человеческие фигуры. Так в “Рыночной сцене”, написанной в 1630 году, изображены две женщины – молодая и пожилая. Но пожилая женщина далека до старческого увядания, именно она принимает тяжелую корзину с фруктами. Корзины, переполненные сочными плодами – сливами, абрикосами, яблоками, виноградом – обрамляют композицию. Две женские фигуры, характеризующие жизненный цикл, пребывают на картине в мире фруктового изобилия.
Натюрморты Луизы Муайон пришлись по вкусу представителям высшей аристократии. Среди ее заказчиков был король Франции Людовик XIII , в коллекции французского министра финансов Клода де Буллиона находилось 12 ее картин. В 1639 году король Англии Карл I купил 5 натюрмортов художницы.
Но после 1641 Луиза Муайон перестала работать как художница. Скорее всего, это было связано с ее браком – в 1640 году Луиза вышла замуж за богатого лесоторговца Этьена Жирардо де Шанкура, гугенота из Бургундии. В течение следующих трех десятилетий, Муайон посвятила себя ведению домашнего хозяйства и воспитанию троих детей, что было традиционно для женщин того времени. В 1648 году Жирардо умер, но Луиза возобновила свою творческую карьеру только в середине 70-х годов, возможно, это было связано с материальными проблемами.
Последнее десятилетие жизни художницы было омрачено религиозными распрями во Франции, наложившими трагический отпечаток на жизнь ее семьи.
В 1685 году Людовик XIV отменил Нантский эдикт, даровавший протестантам свободу вероисповедания. Гугенотам предоставлялся выбор между отречением от веры и эмиграцией. Неподчинившихся закону массово бросали в тюрьмы. Сын Луизы был заключен в Бастилию за отказ отречься от своих убеждений, но в конечном итоге под давлением принял католичество. Сама же художница с двумя дочерьми бежала в Англию. На ту пору ей было 75 лет.
Спустя несколько лет Луиза вернулась во Францию, возможно, опасаясь конфискации своих картин, и была вынуждена перейти в католичество. Она умерла 21 декабря 1696 в возрасте 85 лет.
Творческое наследие Луизы Муайон составляет около сорока картин. Ее сочные, тщательно детализированные натюрморты подняли популярность и престиж этого жанра во Франции, который в то время располагался на более низких ступенях художественной иерархии. Луиза Муайон вошла в историю мирового искусства как самый известный мастер французского натюрморта XVII века и одна из самых знаменитых женщин-художниц своего времени.