СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ КАРТИН ВАЛЕНТИНА ГУБАРЕВА

valentin gubarev_Polet nad gorodom

Биография Валентина Алексеевича Губарева проста и необычна одновременно. Родился он в послевоенном 1948 году, в Нижнем Новгороде. Учился в Московском полиграфическом институте. Позже женился и в 1975 году переехал в Минск. Еще во время учебы начала проявляться его ярко индивидуальная манера рисования. За карикатурными чертами персонажей просматривался особый взгляд на мир.Именно это клеймо «нетипичности», поставленное деятелями советской культуры на его самобытных работах, на долгое время сделало их безвестными… Но вдруг, в 1993 году судьба делает непредвиденный зигзаг удачи. Вот как об этом шутливо рассказывает сам художник:

Сижу в мастерской, вдруг звонок из Москвы: "Валентин Губарев жив?" Я думаю: "Боже мой, ведь обычно после смерти художника картины дорожают. Что же сказать-то? Сознаться, что жив или…? ". Но как человек честный все-таки говорю после некоторой паузы: "Ну, жив".  

Оказывается, французы наткнулись на каталог какой-то выставки, где была его работа, заинтересовались ею и рискнули сделать персональную выставку в галерее «Les Tournesols»("Подсолнухи"). Ко всеобщему удивлению и радости, выставка неизвестного художника прошла очень успешно. С тех пор, уже более 20-ти лет художник имеет эксклюзивный контракт с одной из престижнейших галереей.  Кроме того, активно сотрудничает с галереями Швейцарии, Германии, США, с успехом участвует в аукционах Christie (Лондон), Drouot Richelieu и Jaschen (Париж).

Картины Валентина Губарева обладают  невероятной притягательной силой и обаянием. На них эмоционально и позитивно реагируют даже далекие от искусства люди. В его произведениях кроется некое простодушие и ирония, озорство и грусть, глубокая философия и юмор. На его картинах — множество действующих лиц, деталей и предметов, как на балконе панельной пятиэтажки, заваленном вещами нескольких поколений жильцов.  Но, как точно подмечают ценители его картин:  “много всего, но ничего лишнего”.

Возможно поэтому его называют "белорусским Брейгелем". Сравните, например, картину нидерландского живописца (1559-го года)

piter breygel

с современными работами Губарева

valentin gubarev_скромное-обаяние-неразвитого-социализмаvalentin gubarev_овощи-и-люди

И дело тут не в отдаленном сходстве художественных приемов, композиционных постановок или использования древних традиций «смеховой народной культуры».  Важнее всего – это фантастически образный язык «наива», который избрал художник Губарев для коммуникации со зрителем. В том же стиле «примитивизма» выражали свои замыслы великие художники Анри Руссо, Нико Пиросманишвили, Мартин Рамирес, Анна Мэри Мозес, более известная творческому миру, как "бабушка Мозес".  А так же и современные, но не менее известные "бабушки" - Екатерина Медведева и Мария Примаченко.

Примитивизму не важны соблюдения правил и догм живописи. Тут более важны искренность передаваемых чувств и непосредственность изображения. А это вполне удается Валентину Губареву. Сюжеты его картин так же просты и незамысловаты на первый взгляд, как народный фольклор. Они сохраняют характерные черты ушедшей эпохи, которая с юмором изображается в бытовых зарисовках. В них запечатлелось медлительное бытие провинциальных городков, с их позабытыми, уже хрестоматийными атавизмами:  куры в палисаднике, консервация в погребе, полированная мебель, отрывной календарь и гитара с бантом на стене, пирамиды пуховых подушек, ковры с тонконогими оленями…

 

«Из чего состоит человек? Шестьдесят процентов прошлого, тридцать - настоящего, десять будущего - то, о чем он мечтает. У каждого свой расклад, но примерно так. Я не фантаст, по сути, листаю альбом своей жизни, рисую то, к чему имею прямое отношение. У меня искусство не лабораторно выведенное, а природное, экологически чистое »
В.Губарев

Слегка озорничая, автор дает некоторым своим работам соответствующие названия. Обратите внимание на "Лампочку в 200 ватт" или "Красное, крепленое". Гротеск и юмор наименований его картин невольно напоминают о добродушной сатире немецкого карикатуриста Герхарда Глюка, тоже старательно подбирающего названия к своим картинам (статья о его творчестве).

Но губаревские наименования произведений бывают не только ироничны и шутливы.  Они могут создавать сложный культурный подтекст. Не зря у художника на книжных полках уживаются академические издания по искусству, альбомы авангардистов, книга Дейла Карнеги, а рядом — кулинарная книга и сонник.

Например, наименование его картины «Скромное обаяние неразвитого социализма», на которой изображен тесный, как коммуналка дворик, где бок о бок живут его персонажи, - перекликается с названием франко-испанского фильма 1972 года «Скромное обаяние буржуазии » (режиссер Луис Бунюэль), повествующий о ровно противоположном: о пустой праздности жизни буржуа.

В зависимости от меры образованности и эрудированности, каждый может создавать целые цепочки ассоциаций в отношении произведений автора. Вот, к примеру, картина "Обозреватель" в «шапке» этой статьи, не вызывает у вас воспоминания о советском фильме «Полеты во сне и на яву»?  Или о полете над Витебском двух влюбленных с картины Марка Шагала?…

Несомненно и то, что творчество Валентина Губарева понятней и доступнее тем зрителям, кто так или иначе знаком с менталитетом жителей постсоветского пространства (тот менталитет, который не снимешь в одночасье, как ковер со стены, и не спрячешь в сундук).

Иностранцы могут часами стоять перед его картинами, отыскивая в них явные и тайные смыслы. Потом идут к мастеру, чтобы сверить свои ощущения с его творческим замыслом. Губарев подшучивает над возникающими ситуациями: «Французы в живописи хорошо разбираются, но в нашей жизни ни фига не понимают. Вот муж с женой смотрят картину, на которой я нарисовал маленькую хлебопекарню с трубой. Обязательно спросят, не Чернобыль ли это. Или вот работа "Победители последнего урожая". Там сидят бабы, обхватив ляжками огромную морковь. Мне кажется, очень эротичная картина. Но подходит ко мне иностранец и шепотом спрашивает: "Скажите, я правильно разгадал смысл? Это парад на Красной площади, везут ракету СС-20?" Или вот изобразил я мужиков и баб с цыплятами у красной кирпичной стены. Так это для французов, оказывается, не что иное, как политбюро у Кремлевской стены».

Ограниченный своей тематикой, блог "ARTотека еды" приводит примеры произведений художника, связанные с едой. Но авторская палитра намного  обширнее и значительней. "Погуглите" его замечательные произведения, которые он рисует в своей мастерской, расположенной на тихой улице города, где деревья — выше домов, где на третий этаж ведет скрипучая деревянная лестница, а зимой топится настоящая русская печь. Где художник начинает работать на заре, а кисти старается откладывать попозже: чтобы промелькнула ночь и утром снова можно приняться за любимое дело...

valentin_gubarev_p

valentin gubarev7

"Лампочка в 200 ватт"

валентин губарев_красное крепленое

"Красное, крепленое"

валентин губарев_праздничные будни

"Праздничные будни"

валентин губарев_обнаженная

"Обнаженная"

валентин губарев_второй признак невинности

"Второй признак целомудренности"

Забавный случай с этой картиной: ее продали во французской галерее после того, как автор закрасил слово "зидан" на майке крошечного рыбака, сидящего в глубине картины,спиной к зрителям...

валентин губарев_

"Пурим"

valentin gubarev13

"Домашняя запеканка с карамелью"

valentin gubarev14

valentin gubarev15

valentin gubarev16

                      "Только ты и я" 

valentin gubarev17

"Ваша шляпа, сэр"

валентин губарев_созвездие рыб

"Созвездие рыб"

valentin gubarev18

"Пленер"

valentin gubarev11

                                 "Ангелочки любят колбаску"

valentin gubarev_рыбный день

                                              "Рыбный день"

В статье использовались материалы из интервью Валентина Губарева "Российской Газете",

rg.ru/2013/04/30/reg-ufo/gubarev.html

Комментариев: 3 на “СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ КАРТИН ВАЛЕНТИНА ГУБАРЕВА

  1. Хочу позна­ко­мить­ся с этим авто­ром. Мне его темы понят­ны. Я рада, что он не орди­нар­ный худож­ник. Кар­ти­ны заме­ча­тель­ные. Про­шу Вас напи­сать на мой адрес. Кар­ти­ны в самую точ­ку! По ним мож­но изу­чать исто­рию СССР. Спа­си­бо, что пора­до­ва­ли. А что вас не при­ня­ли в союз худож­ни­ков — напле­вать и рас­те­реть!

  2. поче­му нет фото авто­ра? Авто­ра — в сту­дию!! Мало о нем напи­са­но. Где он живет?

    • Женя, воз­мож­но вы не очень вни­ма­тель­но про­чи­та­ли вступ­ле­ние к ста­тье, где ука­за­но, что Вален­тин Алек­се­е­вич дав­но живет в Мин­ске. Худож­ник доволь­но изве­стен и через поиск Гуг­ла не слож­но отыс­кать как инфу о его био­гра­фии, так и его фото. Напри­мер — http://bit.ly/2fHWzu8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *