ИСТОРИЯ ПАСХАЛЬНОГО КРОЛИКА В КАРТИНКАХ

история происхождения пасхального кролика

За долгое существование Пасхального кролика, мы настолько свыклись с его изображениями на пасхальных открытках, что уже не задаемся вопросом о происхождении этого светского символа христианской католической Пасхи. И, в частности, вопросами о его внешнем облике. Почему на одних пасхальных картинках он изображен в виде полевого зайца возле гнезда с раскрашенными птичьими яйцами, а на других – в виде нарядного кролика, несущего их в корзинке? И почему Пасхальный кролик, по большей части, одаривает ими девочек с миловидными ангельскими личиками?

Сразу оговоримся, что достоверных ответов на любые вопросы, касающиеся истории происхождения Пасхального кролика, не существует. Она основана на разрозненных фрагментах древних мифов и легенд, в следствие чего запутана, как заячьи следы на снегу. (Единого мнения нет даже в научной среде филологов и мифологов). Возможно, иллюстрации к мифам о зайце, расположенные в хронологической последовательности, наглядно продемонстрируют «эволюцию» этого фольклорного персонажа.

древнеегипетская Унут - древнеегипетская богиня с заячьей головойКогда молодые люди ласково называет друг друга «зайками», они даже не подозревают, что образ этого милого с виду зверька, испокон веков был сакральным, т.е. связан со многими древними религиозными и мистическими обрядами. В некоторых древних культурах заяц вообще считался тотемным животным — ему поклонялись и его обожествляли. Например, древнеегипетская богиня Унут изначально изображалась с женским телом и заячьей головой.

Детали подобных изображений связывают древние предания, философию и религию в легендарный «гордиев узел». Неотъемлемой частью этого хитросплетения оказался и образ мифологического Зайца. В большинстве языческих преданий он олицетворял плодовитость (урожайность) и ассоциировался с циклом воспроизводства (обновлением жизни). Что, по сути, указывало на его косвенную связь с женским началом.

*****

легендарная богиня весны и плодородия ОстареНе удивительно, что заяц стал постоянным спутником древнейшего германского божества, известного со второго тысячелетия до н.э. — богини весны и плодородия Oestre.

Гравюра Иоганна Гертса, созданная им в 1884 году, является иллюстрацией к легенде о Oestre. Тевтонская богиня изображена летящей по небу со свитой животных, среди которых ее любимый паж-заяц.

ПримХотя, многие историки считали культ Oestre и подлинность легенды о ней надуманными (в нашем случае уместно сказать – притянутыми за уши), они стали ключевыми моментами в связке традиций языческого празднования прихода весны и христианской Пасхи. В средние века именно они породили филологические гипотезы, которые живут и теперь. Используя сходство языковых корней, лингвисты связали англосаксонское имя Эостре, как с периодом празднования христианской Пасхи, так и с ее названием. Так «апрель» стал «Пасхальным месяцем» — Eosturmonath, а Пасха обрела свое современное англоязычное наименование — Easter. Можно сказать, что и атрибуты языческого празднования (заяц и птичьи яйца) попали в церемонию западной христианской Пасхи, благодаря этой легенде.

Однажды Эостре пожалела полуживую пичугу с отмороженными крылышками и превратила ее в белоснежного зайца. Вместо крыльев богиня наделила его чудесным даром бегать с большой скоростью. (Не зря у посланника богов Гepмeca (Меркурия) быстроногий заяц исполняет роль гончей). А в память о его первичном воплощение в качестве птицы, Остаре оставила зайцу возможность нести птичьи яйца (яйцо в языческих обрядах всегда было символом Солнца и возрождения природы).

В другом варианте легенды имелся намек на близкие отношения зайца и богини. По этой версии, разгневанная эротическими похождениями зайца, Эостре наказала своего спутника, забросив его на Луну. Спускаться на Землю зайцу позволялось только в раз в году, чтобы он мог нести птичьи яйца и одаривать ими всех, празднующих возвращение богини из подземного царства.

Теонимом англосаксонской Эостры была античная богиня красоты и плотской любви Афродита (Венера). Не случайно древнегерманскую богиню на гравюре Гертса сопровождают крылатые херувимы-путти. К тому же изначально она тоже считалась божеством плодородия. Ее прибытие изображено на музейной фреске 1470 года: «Аллегория апреля: Триумф Венеры». (Историческая работа художника Франческо дель Косса сохранилась на стене итальянского дворца-музея Palazzo Schifanoia в Ферраре). То, что Венеру встречает стая зайцев, соответствует языческому восприятию образа зайца в качестве символа воспроизводства и воплощения эротической любви.

фреска триумф Венеры-аллегория Aprile,_francesco_del_cossa-1470

*****

Наряду с этими примерами, существует множество древних восточных мифов, в которых заяц часто появлялся  в «женском обществе» молодых богинь. Что в целом поясняет появление подобных изображений в 19-ом веке, как  продолжение древнейшей традиции. Разве что, оказавшись в условиях цивилизации, облик зайца начал быстро меняться. Уже первые пасхальные обложки австрийского сатирического журнала «PUCK» за 1899, 1900 и 1901 год демонстрируют начало «эволюции» Пасхального кролика. По рисункам заметно, как белые пушистые зайчики, виднеющиеся на полях первой картинки, становятся домашними кроликами, а через год превращаются в странных антропоморфных кроликов, которые ходят на задних лапах и несут в лапах пасхальные яйца.

пасхальные обложки журнала PUCK- 1899, 1900 и 1901 гг.

На самом деле, чехарда зайца и кролика продолжалась довольно долго. Даже англоязычные газеты и журналы постоянно путались в терминах, именуя их то «пасхальным зайцем» — Easter Hare, то «пасхальным кроликом» — “Easter Bunny” или “Easter Rabbit”. («Пасхальный заяц» преобладал до 1893 года, но впоследствии, цивилизованный «Пасхальный кролик» обогнал его в рейтинге популярности).

винтажные открытки с пасхальным кроликом-1

Со временем, древняя легенда о зайце, которого германская богиня весны обязала одаривать птичьими яйцами всех празднующих ее возвращение, трансформировалась в современную традицию, по которой немецкие дети в канун Пасхи готовят гнездо для кролика, а в пасхальное утро находят его заполненным крашеными яйцами. (Теперь роль заячьих гостинцев играют шоколадные фигурки и сладости).

В Америке Пасхальный заяц, как и Санта-Клаус, приносит подарки на популярный американский праздник. Считается, что появлению пасхального кролика в США, американцы обязаны «голландцам Пенсильвании» (немецкоязычное прозвище жителей штата), которые  переселились сюда в конце 1680-х годов.

Самым ранним изображением «американского пасхального кролика» считается рисунок-фрактура (стиль готического рисунка), созданный художником Иоганном Конрадом Гилбертом в период 1800–1810 гг, (хранится в музее Винтертура, Пенсильвания).

изображение пасхального кролика - Иоганн Конрад Гилберт, 1800-1810

Его «коллега» — европейский пасхальный заяц- начал с того, что обзавелся фраком, корзинкой для яиц и стал прогуливался под ручку с красоткой, шокировавшей обнаженными плечами и глубоким декольте  стоящего на заднем плане монаха. Правда чуть позже, рядом с ним тоже появилась маленькая девочка, которой он дарит цветные пасхальные яйца. (Забавно, что одежда кролика становится все более экстравагантной).

Но в каком бы виде не появлялся Пасхальный «зайчик-кролик«, в память о легендарном прошлом, возле него обязательно находится гнездо или корзинка с пасхальными яйцами, и миловидная девочка-ангелочек.

винтажные открытки с пасхальным кроликом-3   винтажные пасхальные открытки с пасхальным зайцем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 4 =

25552961
Вверх